Скользящий в глубине (667bdr) wrote in peremogi,
Скользящий в глубине
667bdr
peremogi

Category:

Выбраться живым из Катманду, или Провал эвакуации ч. 2

Начало


Катманду

Самолет на Катманду полностью пуст. Кроме нас семерых на рейсе еще человек пять. Зато с Катманду купить билеты крайне проблематично.Но мы надеемся, что назад он нам и не понадобится: уже третьего же числа по нам прилетит Ил-76.


В Катманду повреждения получили 80% зданий

За бортом самолета восходит солнце, от которого загорается Эверест. После затхлого, душного Дели, с его хаосом на дорогах, это зрелище хоть немного успокаивает. Непал за несколько минут 25 апреля стал одной большой раной между Индией и Китаем. От землетрясения пострадало очень много городов и деревень, включая столицу. Если смотреть на Катманду с крыши какого-то из домов, то кажется, что с городом все в порядке. Но это ошибочное представление.

От землетрясения так или иначе пострадали почти 80% домов в Катманду. В основном разрушениям подверглись старые здания, но немало и новых домов если не упали полностью, то потрескались или уперлись в другие дома. В городе повреждены все главные святыни как буддистов, так и индуистов. Монументальный королевский дворец на площади Дурбар разрушен почти наполовину, а более 80 метровая башня Дхарахара обрушилась полностью. Только на этих двух объектах погибло около тысячи человек.

Туристический центр Темаль, где раньше нельзя было пройти от машин и туристов, теперь пустует. На многих его улицах до сих пор даже не начинали разбирать завалы. И без того довольно затхлые улочки наполнились новым запахом: сладковатым запахом разложения человеческих тел. В городе работают отряды непальской армии и МВД. Кроме того, сюда съехались спасательные отряды из многих стран, включая США, Китай, Японию, Израиль и др. Но даже таких сил не хватает, чтобы разобрать все, что пострадало во время землетрясения.

Однако если в Катманду еще хоть что-то разбирают, то за его пределами, особенно по разным горных селах, не делается вообще ничего. Страна источенная коррупцией, более масштабной чем украинская, поэтому значительная часть помощи, поступающей в Непал, оседает неизвестно где. Железных дорог здесь никогда не было, а автомобильные дороги и без землетрясения были ужасными, как и транспортное сообщение по ним. Единственным реальным мобильным окном, через которое можно выбраться из Непала остался аэропорт Катманду.


Лагерь на вилле у консула

Когда после землетрясения было объявлено, что Украина решила эвакуировать своих граждан из зоны катастрофы, то сначала на этот призыв откликнулось несколько людей.Потом постепенно информация распространялась, и уже на третий день, 27 апреля в Катманду начали реально собираться Украинцы. Из посольства в Дели отправили в Непал секретаря по консульским вопросам Ярослава Белова для организации процесса сбора граждан Украины. Следующую неделю Ярослав мало спал, редко мылся, зато очень много говорить по телефону.

- Когда мои номера разместили на сайте МИД, то начался просто какой-то кошмар. Я не успевал брать трубку. Пока говоришь с одним, то уже звонит другой. Ты всем объясняешь, куда ехать, что сделать, где нас найти. Иногда хотелось просто выбросить эти телефоны, потому что они просто не давали жить, - рассказывает Ярослав и немного виновато улыбается.

Разместить всех людей, которые съезжались на призыв МИД, взялся на своей вилле почетный консул Украины в Непале Киран Вайдья. Сам он местный бизнесмен, который вызвался представлять интересы Киева в этой стране. Для него это интересно, с одной стороны, как статусная вещь, потому что, скажем, когда король Непала проводит какие-то приемы, Вайдья постоянно значится в списке гостей.

С другой стороны дипломатическая должность предоставляет ему определенные чисто экономические льготы. Скажем, покупая себе авто, наш консул может не платить за него налог, который в Непале составляет 230%. Кроме официальных представителей искать людей, составлять списки тех, кто уже вышел на связь и координировать их размещения взялись и волонтеры.

В Катманду люди съехались со всего Непала, часть из них во время землетрясения были в самой столице. Группа альпинистов, которые поднимались на одну из вершин Гималаев, прошли более 70 километров пешком, чтобы добраться до украинского лагеря и вылететь домой. В основном все открыть приветливые люди и охотно рассказывают свои истории.


Шкиряк и журналисты привезли в Непал новое явление - короткий брифинг

Олю из Запорожья землетрясение застало в пути на Катманду.

- Нас немного тряхнуло, но мы думали, что ничего серьезного не произошло. А когда уже приехали в Катманду то ужаснулись от того, что здесь. Когда сначала сказали о 300 погибших, то мы не могли поверить. А теперь вот уже более 6000, сколько еще не нашли? - Вспоминает Оля.

Олег, мужчина лет сорока, в момент землетрясения приготовил своей дочери супчик и они садились завтракать на девятом этаже одного из отелей в туристическом центре.

- Дом начало качать с бешеной амплитудой. Местные кричат ​​спускайся, но куда же ты будешь спускаться, там же улочки такие узкие, что можно не выбраться. Спасло то, что дома стояли очень близко, и нашему просто некуда было упасть, но трещина по стене пошла через все 9 этажей, - рассказывает Олег.

Как только перестало трясти он выскочил из отеля, взяв с собой только коврик. Теперь у него в Непале только и имущества, коврик и мопед, который тоже пережил землетрясение.

- Удалось договориться с владельцами, чтобы мне по-тихому забрать из отеля хоть документы. Ведь без них никуда. Сейчас хочу как-то забрать и вещи, которые остались. Но полиция не пускает.

С приездом журналистов и чиновников в лагере, кроме привычных обеда и ужина, появилась еще процедура "короткого брифинга", на которую они все смотрят снисходительно, но с определенным укором. На одном из таких утренних брифингов третьего мая Шкиряк рассказал все, что думает о индусов, "8:00 НЕ растаможивали деталь для нашего самолета".

- Она прилетела в 4.20 утра в Дели! Дипломатическим грузом, а они просто не растаможивали ее и все, - возмущался Шкиряк. Дело в том, что разрешение на посадку для нашего Ила действителен только до конца суток, и Непал уже заявил о временном закрытии аэропорта для тяжелых военных самолетов.

- Если он не прилетит сегодня, то мы можем больше и не получить разрешения, - рассказал в частной беседе с журналистами один из дипломатов. К концу дня нервы постепенно натягивают во всех в лагере. Люди делаются менее приветливыми, все меньше говорят, хоть и пытаются как-то подбадривать друг друга. Шкиряк и дипломаты постоянно звонят командиру экипажа нашего самолета в Дели, чтобы выяснить, поставили уже нужную деталь, или проверили ее, готов борт к полету.

Пилот постоянно просит дать ему "еще час-полтора", пока их в сутках остается и вовсе мало. Затем неожиданно выясняется, что пилот не хочет лететь ночью.

- Наш пилот боится лететь ночью, потому что в Катманду одна взлетная полоса, и она довольно специфична. Чтобы сесть на нее надо иметь особые знания. Поэтому мы рассчитываем, что наш самолет вылетит из Дели около двух ночи, чтобы когда он будет подлетать в Катманду здесь как раз был восход солнца, - объясняет журналистам ситуацию Андрей Сибига с МИД.

Люди постепенно расходятся спать "до двух ночи", Украинцев из других лагерей свезли в офис консульства в центре города. Нашим бортом должен вылететь и группа поляков, часть из которых ждет в аэропорту от 8 вечера. Первыми нервы сдают в Шкиряка, который по телефону требует от руководителя группы спасателей Сергея Лавриненко приехать и дать комментарий журналистам, которые мирно разбрелись по всему двору, и явно не намереваясь писать комментариев в темноте. Шкиряк кричит на всю резиденцию, не поддаваясь на уговоры единственного на весь лагерь психолога Храмовую, которая прилетела с нами.

В конце главный спасатель успокаивается и принимается притворно подбадривать людей. До двух ночи досиживают только дипломаты и часть журналистов. Серьезно за вторую ночи Сибига звонит пилоту, включая громкую связь и все идут спать.


Посадки в аэропорту Катманду пришлось ждать почти 10:00

Самолета не будет и сегодня. Дипломаты обдумывают, как и куда разместить людей с виллы, потому консулу обещали, что до завтра здесь уже точно никого не останется, пусть даже не будет самолета. Журналистам выделили отдельный автобус, где можно поспать на сиденьях. Что там с поляками в аэропорту не знает никто. На сайте Минобороны появляется новость, что "самолет Ил-76 в аэропорту Дели отремонтирован и готов забирать украинцев из Непала".

Четвертое мая начинается коротким официальным брифингом, на котором Шкиряк говорит, что самолет отремонтировать не удалось, а дипломаты добавляют, что всех Украинцев сегодня разместят в гостиницах и выделят деньги на питание. В разговоре с журналистами Шкиряк заявляет, что командир экипажа ему сообщил, что из Киева прислали неисправную деталь. Дипломаты особенно собраны и неразговорчивы, но тоже подтверждают, что самолет не прилетел именно поэтому.


Долгожданная посадка в Ил-76

Сбор всех желающих вылететь из Непала назначают третьего дня в консульстве. Представители МИД едут туда с самого утра просить новые разрешения на посадку и пролет через Непал и еще 5 стран, над которыми самолет лолжен пролететь по дороге в Украину.

- Скоро они наши запросы будут отправлять в спам. Мы ежедневно присылаем новый. Они видимо там открывают их и думают, боже, сколько в Непале тех украинский, что каждый день самолеты летают, - шутит Ярослав. На устах руководителей миссии появляется новое слово - чартер.

- Я доложил сначала министру МВД Арсена Авакова о ситуации, которая сложилась с нашим самолетом Ил-76 в Дели, что нельзя полностью гарантировать безопасность перелета из Индии в Непал и в Киев. Потом на меня вышел премьер Арсений Яценюк, и было принято решение отправить чартерный самолет, который всех примет, - заявляет журналистам Шкиряк.

Авиакомпания "АтласДжет Украины" уже даже согласилась прислать для Украинцев самолет из Стамбула с двумя экипажами, чтобы можно было долететь до Киева без технических остановок для отдыха пилотов. Людей расселяют по отелям и получают деньги на ужин - каждому по 20 долларов. Журналисты также пишут заявления на помощь, потому что своих денег не осталось уже фактически ни у кого.

Все ложатся спать с мыслями о уже заправленном Аэробусе из Стамбула. Но на сайте Минобороны снова появляется новость о готовности Ил-76 всех вывезти, а в МИД поступает запрос на получение разрешения для его посадки в Катманду. Утром выясняется, что разрешения забрать украинцев из Непала до сих пор никому не дали. МИД послало два запроса - для чартера и военного Ил-76.

- У нас есть еще и сообщения от МАУ, что они готовы прислать самолет. Но мы его пока не приработка, - рассказывает улыбающийся Сибига. Всех людей из отелей распускают гулять по городу до трех дня, но уже полвторого срочно собирают, чтобы сообщить, что за ним летит Ил-76. Непал решил, что Ил дольше стоит в очереди, а чартер может иметь "коммерческую составляющую". Украинцев сажают в автобусы и везут в аэропорт, где они еще около 10:00 ждут самолета Минобороны. Он просто не успел в отведенный ему временной коридор и несколько часов простоял в отстойнике, пока освободится место для него.

- У меня много вопросов к Минобороны. Если вы понимаете, что не успеете прилететь, то для чего нас всех срывать и гнать сюда? Что мы не могли подождать в гостинице, - возмущается уже совсем истощеный Шкиряк, который ходит между людьми, пытается всех подбадривать, кому-то даже покупал что-то поесть. Измученные и смущеные около полуночи Украинцы, поляки, русские и один француз поспешно загружаются в самолет. У людей много сумок для узких проходов Ила, всем тесно и душно, никто не может понять, почему самолет больше часа не трогается с места. Командир экипажа обещает, что в Дели сумки распределят в багажные отсеки и на рампу, но когда мы туда прилетим, то ему будет уже не до того.

Опять Дели

Аэропорт Дели оказался нефартовым для нашего Ил-76. Вторая посадка также принесла повреждения - разорвалось колесо заднего левого шасси. Команда самолета раздражена, сначала никого не выпускает из самолета, но когда выясняется, что без этого сложно вытянуть запасную шину, выпускают людей на взлетную полосу, но на ту сторону, откуда не видно поломки.


Взлетная полоса аэропорта Дели стала на время отелем и залом для йоги

Особенно раздражают экипаж журналисты. Они считают, что все проблемы произошли именно потому, что операторы и фотографы снимали самолет перед вылетом в Киеве, а это для авиаторов плохая примета. Пока же экипаж заменяет колесо, самолет постепенно пустеет. Люди выходят на улицу курить, присесть, а некоторые лечь и после тесноты Ила просто выпрямиться.

Ремонт и заправка затягиваются на несколько часов, за которые полоса вокруг самолета заполняется спящими. Ложится со всеми и Шкиряк.Позже фото сделано кем-то из пассажиров Ила облетит интернет-сеть и станет поводом для новых шуток о главном спасателя Украины. Около семи часов утра по Дели людей загоняют в самолет и еще час вялят без движения. Когда мы наконец взлетаем, чтобы приземлиться в Баку, все засыпают беспокойным усталым сном, а борт заполняет едва заметный аромат мазута и бетона взлетной полосы.

Баку

Мало кто из пассажиров нашего борту бывал в Азербайджане, и мало кто планировал это сделать еще неделю назад. Когда открылась рампа и на взлетной полосе измученных недельным ожиданием и сложным перелетом эвакуированных встретили солидные представители МЧС Азербайджана, в хороших костюмах и при галстуках, пассажиры несколько стушевались за того, как все выглядит.

К счастью, терминал нового аэропорта оказался абсолютно пустым, поэтому ощущение неловкости вернулось только в холле пятизвездочного отеля, когда привычный для Ила запах мазута и пота заполнил вестибюль. Посол Украины объявил сбор на 23 часа, а вылет в час ночи. Люди, пережившие уже массу таких сборов, не заканчивались ничем, кивают головами, но по их глазам видно, что все ждут как поломки самолета, то какого-то другого казуса.

Однако в Азербайджане все четко. Ровно в 23 в гостиницу приезжает колонна автобусов, которая под эскортом ГАИ отвозит украинцев обратно в пустой терминал аэропорта Алиева.

Наконец Киев

По мере приближения к Киеву привычная усталость у всех пассажиров многострадального Ил-76 уступает место едва уловимой радости.Только одно лицо становится все более мрачным и растерянным. Екатерина Храмова пытается собраться с силами и даже улыбается соседке, но от взглядов журналистов ей все труднее спрятаться.Журналисты смотрят на нее как бы невзначай, а от этого еще более откровенно. Корреспондент СТБ подходит к Храмовой за комментарием, но руководитель спасателей Борисович деликатно объясняет ему, что не стоит портить себе карму травлей человека, которому еще столько придется стерпеть.


Наконец Борисполь

Самолет приземляется, рампа открывается, киевские журналисты бросаются снимать своих коллег и уже совсем истощенного Шкиряка. Волонтер Женя с женой стоят в очереди за паспортами и, как все, радостно оглядывается вокруг.

- Мы еще не верим, что мы уже в Киеве. Должен быть какой-то подвох. Нас точно посадили в каком Азербайджане, - шутит пара. От транспорта ДСНС они отказываются, добираться в Киев с друзьями. С украинскими чиновниками они уже наездились. Главный спасатель уверяет прессу, что с него хотят сделать козла отпущения, как хоть кто-то на этой взлетной полосе этого не понимает.

Позорная операция "Катманду" завершена. Должны все.

Роман Романюк, УП

Богдан Кутепов (фото), Общественное ТВ

Переведено гуглем отсель


ПС Очень не хватает тэга - "и все у них так"

Tags: а нас-то за що?, звыряче побыття, знаете ли вы шо, зрада, и тут снизу постучали..., картинка, крутить наждак, мыздобулы, не всё так однозначно, не только лишь все, о май даун!, сало уронили!, символ перемог, страна 404, тільки ми, украинство - это, хто не скаче той москаль
Subscribe

promo peremogi june 4, 20:34 59
Buy for 400 tokens
Владимир Владимирович сегодня крутил наждаки, как профессиональный диджей диски, а вот это умудрился ещё и отличть в граните: Цитата дня. А, может, и года. Плюс из старого (предупреждал ещё три года назад):
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments