charodeyy (charodeyy) wrote in peremogi,
charodeyy
charodeyy
peremogi

Categories:

Возвращение Почаевской лавры

190 лет назад, 10 (по н.ст. в XXI в. – 23) октября 1831 года, находившийся более столетия в руках греко-католиков Успенский Почаевский монастырь, указом императора Николая I Незабвенного возвращен Русской Православной Церкви.

Николай Павлович подписал высочайший указ об упразднении в стенах древней волынской обители униатского общежития ровно на следующий день, после символического завершения Польского восстания – капитуляции последнего оплота повстанцев, крепости Замостье. И это вовсе не совпадение. Почаевские католики подверглись репрессиям со стороны правительства за активную поддержку польским сепаратистам.



Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1237—1240 годах. Часть Волыни, где находится теперь и лавра, с окрестностями города Кременца входила тогда в состав Галицкого княжества, защищаемого Данило Романовичем. Иноки из Киево-Печерской лавры укрывались от войск Батыя в ближайших пустынных лесах на западе России, в Волыни и Галиции. Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский, активно противостоявшего введению унии на находившейся под властью поляков Западной России.

Но с 1713 года обитель преподобного Иова находилась во владении базилиан – католического Ордена Св. Василия Великого (Ordo Basilianus S. Josaphat). Это был орден, созданный Ватиканом с целью распространения унии среди монашествующих, оказавших самое сильное сопротивление Брестскому собору 1596 г. Прикрываясь «восточным обрядом», «миссионеры святого престола» на самом деле стремились постепенно «исправлять» униатство, приближать его к римо-католичеству. У базилиан, которых поначалу трудно было отличить от православных, всё больше распространялся латинский богослужебный обряд, входило в обычай употребление латинского и польского языков, появлялись иные заимствования из западной традиции. Большую поддержку в создании Ordo Basilianus оказали иезуиты, которые стали для базилиан в значительной степени образцом для подражания: орден мыслился как «иезуитский восточного обряда».

Греко-католичество, в целом, и Орден Св. Василия, в частности, были передовыми отрядами борьбы со всем русским на территории бывшего Великого Княжества Литовского. Пещерная русофобия базилиан не раз играла с ними плохую шутку. Так, в 1705 г., осматривая полоцкий собор Святой Софии, которым владели базилиане, царь Петр I захотел пройти в алтарь, но монахи не пустили его, в лицо обозвав «схизматиком». Увидев икону с изображением Иосафата Кунцевича, царь спросил монахов, кто это. Ему ответили, что на иконе изображен «священномученик Иосафат», добавив, что умерщвлен он был единоверцами российского монарха. Терпение царя лопнуло, и он велел приближенным схватить дерзких базилиан. В ходе столкновения четыре униата были смертельно ранены, еще один – повешен.

Благодаря политике веротерпимости Екатерины II традиционно высокая степень влияния базилиан в западнорусских землях сохранилась и после вхождения их в состав Российской империи. Однако, состоявшийся в 1802 г. Тороканский капитул (съезд) носил столь ярко выраженный антироссийский характер, что даже такой веротерпимый царь, как Александр I, к тому же друживший с поляками (например, князем Адамом Чарторыским, занимавшем пост министра иностранных дел) принял решение о его роспуске.

Базилиане проявили свою ненависть к России и православию и во время восстания Костюшко, и во время Отечественной войны 1812 г., приветствовав Наполеона.

Само собой, поддержали они и Ноябрьское восстание 1830 г. В списке лиц, привлеченных к ответственности за участие в мятеже, значилось 76 представителей греко-католического клира, большинство из них – члены ордена. Монахи Г. Дверницкий и А. Вигиневский сражались на стороне повстанцев. Иноки Почаевского монастыря печатали в своей типографии листовки польского генерала Дверницкого, помогали осуществлять связь между отрядами и оказывали им иную помощь. В апреле 1831 г. почаевские базилиане тепло встретили отряд инсургентов, причем восемь монахов даже вступили в их ряды. Они скакали в монашеском одеянии, с саблей на боку, заклиная народ выйти на бой за отчизну.

В итоге после подавления восстания, Николай I приказал передать монастырь Русской Церкви, а в 1833 г. обители был присвоен статус Лавры. Скоро она стала одним из крупнейших центров Православия в Империи, четвертой в списке Лавр Русской Церкви.

К 1839 г., когда на Полоцком соборе униаты воссоединились с Православной Церковью, орден Св. Василия прекратил свое существование на территории России. Сохранилась только Холмская провинция ордена в пределах бывшего Царства Польского. Однако после очередного Польского восстания 1863 г. последняя на территории Российской империи Холмская униатская епархия была упразднена.

В годы Первой мировой войны Почаевская обитель снова подверглась поруганию от католиков, когда в неё вошли австро-венгерские войска. Большая часть братии была отправлена в концентрационные лагеря. В трапезной монастыря оккупанты устроили кинозал, в домовой церкви митр. Петра Московского – кафе. В результате Брусиловского прорыва Лавра была освобождена.

После того, как в 1920-м году Почаев отошел к Польше, монастырь попал под юрисдикцию Польской православной церкви (также как другие прославленные русские монастыри: Валаам и Коневец – Финляндской, Псково-Печорский – Эстонской). После присоединения Западной Украины к СССР в 1939 г. советская власть не закрыла (возможно, не успела закрыть) монастырь, и именно в Почаевской Лавре в 1941 г., в глубоком тылу гитлеровских войск, было провозглашено создание Украинской автономной Православной Церкви, сохранившей в отличие от всех мастей самостийников и автокефалистов верность Московскому Патриархату.

Пережила Почаевская Лавра и хрущевские гонения, и захлестнувшую Западную Украину волну насилия со стороны униатов, поднявших голову в конце 80-х. Обитель прп. Иова с честью вышла из испытания «филаретовским расколом» 90-х гг. Как и в случае с униатской историей Лавру попытались захватить изнутри. Наместник монастыря, епископ Иаков (Панчук), самовольно и без предупреждения братии в один момент начал поминать «патриарха Киевского» Филарета (Денисенко). Братия в тот же вечер выдворила раскольника, после чего был избран новый наместник.

В честь возвращения духовного центра Волыни, Успенского Почаевского монастыря, в родную гавань Святого Православия в этот день – 10 (23) октября – празднуется Собор Волынских святых.

Источник: Telegram-канал "Хроноскоп".
Tags: а нас-то за що?, русская правда
Subscribe

  • Боротьба триває

    СУГС!

  • Про голодомор

  • Спiкiйнiй нiчi, укроiньцi

    Очень смешной комментарий укроиньця к этому видео: == Разрыв мозга и шаблонов рашистской пропаганды. Военнослужащие Армии обороны Израиля с…

  • Путинвор, ухади.

    Латышская газета обвинила Россию в «краже» перспективной русской молодёжи Латвии Латвийское издание Neatkarīga Rīta Avīze (NRA, «Независимая…

  • Падающего толкни!

    "Исповедь обиженного". Реакция соцсетей на пресс-конференцию Зеленского 26 ноября состоялся пресс-марафон Владимира Зеленского. В ходе…

  • Ну, вот, а вы боялись...

    ВВП Украины достиг абсолютного рекорда. Украина завершает 2021 год с самым высоким долларовым ВВП за всю историю страны, сообщила министр экономики…

promo peremogi ноябрь 5, 2019 17:27 112
Buy for 400 tokens
На канале "История" вышел многосерийный документальный проект "Империя наоборот", в котором рассказывается, с цифрами, кинохроникой и интервью бывших руководителей Союза, о том, как именно кормились национальные окраины; о метрополии-доноре и дотационных "колониях" этой самой "империи наоборот".…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments