ua_snikers (ua_snikers) wrote in peremogi,
ua_snikers
ua_snikers
peremogi

Categories:

Пополнение списка того, чего нет и никогда не будет...)))


ОЛЕГ ЖДАНОВ
военный эксперт, полковник запаса
В России на август анонсировали очередной этап государственных испытаний «новой» гиперзвуковой ракеты «Циркон». В действительности ничего нового в этом оружии нет: разработка «Циркона» началась еще во времена Советского Союза, в 80-е годы, однако, как и многие другие советские наработки, которые значительно опережали свое время, была «заморожена» и отправлена в архив – тогда технологически осуществить такой проект было невозможно. Сегодня же это возможно.

Такими темпами Россия может еще лет десять черпать из запасников советские идеи…

Другая причина, почему россияне берутся реализовывать старые советские наработки, состоит в том, что потеряна школа: за последние 30 лет старые кадры уволились, а новых, способных создать хорошие проекты, вырастить не удалось. Поэтому очень выгодно копаться в архивах и просматривать старенькие патенты. Так, к примеру, было и с Су-57: россияне представляют его самолетом поколения 4+, но на самом деле в нем начинка Су-35, и новый только планер.

Ракета «Циркон» призвана заменить старую-добрую тяжелую советскую ракету «Гранит» – противокорабельную ракету, которая базируется на кораблях или подводных лодках и способна поражать надводные цели. В ракете «Циркон» сделан упор на скорость, в отличие от «Гранита», который летит с дозвуковой скоростью и в надводном положении легко может быть сбит системой ПРО корабля или подлодки. «Циркон» же летит, поднимаясь в стратосферу и выйдя на высоту 30-40 км, и уже там, в разряженном воздухе, способен развить скорость до восьми махов и поразить цель.

Плюс ракету доработали: она может поражать не только надводные цели, но и наземные.

Однако сообщения об испытаниях «Циркона» не просто так появились именно сейчас. Ведь Россия потерпела огромное политическое и военно-техническое фиаско в результате проведения учений Sea Breeze, на которых ей четко дали понять, что в море господствовать не будет никто, и все будут использовать нейтральные воды, согласно международному морскому праву, и никто никому не позволить перекрывать какие-то проливы или заливы и господствовать в акватории одного из морей. При этом прохождение британского эсминца Defender было направлено на то, чтобы показать России, что она в Черном море никто и звать ее никак. А когда Россия вывела свой основной боевой состав Черноморского флота в море в противовес морскому параду участников Sea Breeze, это выглядело жалко и смешно, по сравнению с кораблями стран-членов НАТО. Лучше бы она никого не выводила…

Весь тот «металлолом», который вышел в море под флагом ЧФ РФ, явно не в состоянии противостоять кораблям НАТО, а корабли береговой охраны, которые должны быть высокоскоростными и маневренными, не смогли даже догнать эсминец Defender.

Кроме того, боевых кораблей в составе ЧФ около 90 штук, а у Defender 90 «Томагавков» на борту, и один залп Defender – это 30 ракет. То есть три залпа – и что, и Черноморского флота РФ нет? Отсюда и компания по «Циркону»: это же противокорабельная ракета – мол, вы придете, и мы вас всех потопим, потому что у нас есть «Циркон». Так что это попытка России похвастаться каким-то супероружием, которого у нее толком-то и нет, чтобы убедить НАТО, что РФ – сильный противник.

И теперь, потерпев фиаско, Россия пытается показать, что у нее «есть зубы», и с помощью нового «супероружия» она может пугать всех участников мореходства, в частности, в Черном море.

Однако к этому «супероружию» есть множество вопросов.

Во-первых, на сегодняшний день было всего девять пусков ракеты «Циркон», да и то только пару последних были по целям, то есть с боевой головной частью: они пульнули из Белого моря в Баренцево на 450 км и поразили цель. Но – данных объективного контроля никто не видел.

Во-вторых, Путин заявляет, что ракета способна пролететь тысячу километров, но почему-то цель она поражает на дистанции всего 450 км. По данным иностранных разведок, на самом деле ракета способна преодолеть только расстояние в 500 км.

В-третьих, никто, даже Путин, не может назвать точную дату окончания государственных испытаний этой ракеты, ее постановки на вооружение, а также запуска в массовое производство. В мае Путин заявлял, что идет финальная стадия испытаний, но, если мне не изменяет память, эта стадия длится уже восемь лет, с 2013 года… В августе планируется очередной этап испытаний – этап боевого отстрела ракет: ракета считается эффективной, только если из десяти пусков успешные восемь. Например, при шести идеальных пусках генеральный конструктор российской ракеты «Булава» застрелился, не выдержав морального напряжения, потому что эта ракета ну никак не хотела лететь.

Перенос очередного этапа испытаний с мая на август мог произойти только по двум причинам: из-за неготовности ракеты или нехватки денежных средств.

Плюс, не стоит забывать, что эту ракету собирает конструкторское бюро в своих лабораториях, то есть фактически она собирается не конвейерным, а кустарным способом. Массовое производство будет налаживаться на одном из профильных заводов позже. А сколько они выкатят ракет сейчас для испытания – не ясно.

Тем не менее, ракеты «Циркон» вполне могут применены против ВМС Украины и против Украины как государства. Пугая НАТО политическими заявлениями и яркими мультфильмами, Россия нацеливает ракеты против Украины. США в перечне врагов в военной доктрине России стоят на первом месте из уважения, но они – гипотетический противник, тогда как Украина, которую определили на второе место – реальный противник.

Нам, к сожалению, нечем защищаться от ракет, подобных «Циркону», ведь противоракетных систем защиты у ВСУ нет. Была бы политическая воля, президент бы поручил разработку противоракетных вооружений КБ «Южный», у которого ракеты – это его хлеб, а также КБ «Луч», у которого по системам управления и наведения хорошая школа и хорошие наработки (та же ракета «Нептун» говорит о том, что это КБ в состоянии выполнять сложные технические и военные задачи). Если мы за пять лет выкатили комплекс «Нептун», то за три-пять лет мы уж точно бы выкатили противоракетное оружие для наших ВМС.

Вообще, если собрать все выдержки из обращений Путина к Федеральному собранию за последние шесть лет, получится сериал «Циркон» и Россия», ведь не знаю, как ракета, а мультфильмы каждый год совершенствовались.

Как и ожидалось, вчера на авиасалоне МАКС-2021 в российском Жуковском прошла презентация нового российского истребителя, уникальной для российского авиапрома, однодвигательной компоновки. И, как я и говорил ранее, это оказался не прототип, что называется, “в железе”, а нелетающий макет, грубо говоря “картонный”. Но, даже не об этом речь.

Об этом пишет военно-политический обозреватель Александр Коваленко в материале специально для Информационный навигатор.

Когда проходила презентация, меня поразило то, что представители “Ростеха” так нахваливали свою картонку, что даже мне стало неловко, ничего общего, не имеющего с этим проектом человеку, находящемуся за сотни километров от Жуковского.

Для понимания степени неконтролируемо бравурного пиара этого макета, приведу несколько заявлений сделанных на презентации и свои скромные комментарии к ним:

Для российского Checkmate создана система автоматической логистической поддержки Matreshka (будет ли она работать в других странах и даже в самой России, весьма неоднозначный вопрос, с учётом множества печальных исторических фактов, например тот же SSJ100 или бедолаги Ми-35 в Бразилии).
Новейший российский истребитель Checkmate оснащён искусственным интеллектом (страна, компьютерные технологии которой отстают от западных на несколько поколений, создаёт самолёт с ИИ? Это как, если бы КНДР объявила о запуске космической миссии к Марсу.)
Checkmate оснащён двигателем с отклоняемым вектором тяги, способен длительное время работать на сверхзвуковых скоростях, имеет укороченный взлет и посадку. (В данном случае нахваливают “Изделие — 30”, которое пока ещё не прошло цикл испытаний и не введено в серию, а потому говорить о даже о его полноценном КПД, не говоря уже о истребителях на которые оно будет установлено, слишком рано).
Checkmate способен в минимальной комплектации (модульность конструкции под заказчика) атаковать до 6 целей одновременно с использованием РЛС с АФАР всем комплексом современного вооружения при сильном радиоэлектронном противодействии противника. (В принципе точно то же самое, что способны делать практически все современные истребители.)
Checkmate способен обнаруживать и поражать истребители пятого поколения в дальнем воздушном бою, используя, при этом, мощный бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы. (На сегодняшний день Россия не обладает бортовыми комплексами способными обнаружить истребители F-35 и F-22 до того, как те осуществят по российскому истребителю пуск ракеты “воздух-воздух”. Кроме того, дальность серийных ракет данного класса на вооружении США, превышает дальность серийных российских ракет).
Checkmate лидер в своём классе по критерию цена — боевая эффективность.
Самолет создан по модульной схеме, у него открытая архитектура. Наполнение по желанию заказчика. (Самолёт и вправду недорогой, но это пока он собран из картона и деревянных панелей. А какова его цена будет в будущем? Кроме того, вызывает вопрос сама концепция модульной конструкции, впервые применяемая Россией в однодвигательном истребителе. Обычно, первый блин комом, а у России это правило, зачастую, имеет гипертрофированный вид).

Новый российский истребитель по большинству показателей эффективнее и лучше американского F-35. Это принципиально другой самолёт. (Ключевое – это принципиально другой самолёт. В первую очередь тем, что F-35 это серийный, испытанный временем и боевыми миссиями истребитель, а Су-75… Макет.)
А теперь, самое интересно! Как обещают россияне, самолёт совершит свой первый полёт в 2023 году, а в 2026 начнёт поступать к заказчикам. По сути, его производство может начаться в 2024-м…

Просто ощутите всю прелесть этого несусветного вранья. Совершенно новая для российской авиации концепция самолёта, существующего пока только в виде макета и не способного подтвердить ни одной из тех супер-характеристик, которые о нём рассказали на презентации, через полтора года совершит свой первый полёт, а ещё через год начнётся его производство! То есть, на весь цикл испытаний уйдёт всего год? Серьёзно?

Например, Су-57 совершил свой первый полёт в 2010 году и его испытания, не смотря на приём в эксплуатацию в 2020, до сих пор не завершены. При этом сам макет самолёта для наземных статических испытаний был собран в 2004 году. То есть, от макета до первого полёта прошло 6 лет, а от первого полёта до, утрировано, но производства – 10 лет. И это без учёта того, что разработка истребителя пятого поколения берёт своё начало в 1980-х и Су-57, грубо говоря, не был создан с нуля в России, а его основная концепция была заложена именно в СССР.

К слову сказать, Су-75 “ Checkmate” тоже нельзя назвать абсолютно новым и уникальным. В нём отчётливо угадывается концепция БПЛА “Охотник”, которая получила элементы фюзеляжа от Су-57. Фактически, Су-75 можно смело называть, с конструкторской точки зрения, выкидышем Су-57 и БПЛА “Охотник”. Опять же, напомню, что оба находятся до сих пор на стадии испытаний.

В целом же, для российского авиапрома вполне нормальный срок, с учётом его нынешних технических и технологических возможностей, когда испытания затягиваются на года. Да и в СССР, с его потенциалом и возможностями, на порядок превосходящими потенциал и возможности России, испытания истребителей занимали много лет.

Например, тот же Су-27 совершил первый полёт в 1977 году, а был принят в строй лишь в 1985 году. Су-30, представляющий собой модернизацию Су-27, а не отдельный проект, совершил первый полёт в 1989 и лишь в 1992-м был принят на вооружение. Су-35, так же не являющийся абсолютно новым проектом, а представляющий собой глубокую модернизацию Су-30, которая является модернизацией Су-27, совершил первый полёт в 2008 году и лишь в 2014 стал поставляться в войска.

А тут, первый полёт в 2023, а производство в 2024… И это при том, что испытания не займут сколь-нибудь приемлемый срок не только самого самолёта и его летных возможностей, но и той, скажем начинки, которой так хвастались на презентации. А это тоже немаловажный момент, ведь прекрасно известно, что российская техника, не обладающая искусственным интеллектом, периодически начинает вести себя так, словно она и вправду им обладает. Причём это поведение чревато жертвами.

На мой взгляд, вчера в Жуковском презентовали слишком амбициозный, слишком сырой и слишком нереальный для современного российского авиапрома проект. Я уже без малого 8 лет наблюдаю за теми проблемами, которые сопровождают современное российское авиастроение, от Су-57, до МС-21 и Ил-112В, и ни в одном из случаев не наблюдал некоего просвета, а лишь всё большую и большую деградацию. И поверить в том, что через 15 лет на вооружении ВКС РФ будут стоять 300 истребителей Су-75? Нет, это не фантастика, это мечты сплошь оторванных от реальности рефлексаторов на “величие” и “империю”, за чей счёт у Ростеха появится новая возможность годами пилить ещё больше бюджетных средств, чем буквально позавчера. Ведь именно вчера новый этап распила – стартовал! С чем жителей десятков тысяч негазофицированных населённых пунктов по всей России, стране, занимающей первое место в мире по запасам газа и экспорту газа в мире, я поздравляю!

Военно-политический обозреватель Александр Коваленко в материале специально для Информационный навигатор.
Tags: аберрация сознания, вечера на хуторе, знаете ли вы шо, испанский лыжный инструктор, придумать что-то другое, страна 404, украинство - это
Subscribe

promo peremogi август 19, 13:54 87
Buy for 400 tokens
На смерть Союза. Ну вот скажите, жалко или не жалко теперь, 30 лет спустя, что ГКЧП не смог спасти страну? А смог бы? А вот вы лично — 30 лет спустя — поменяли бы сторону баррикад, зная теперь, что дальше было? Страна была больна — не скажу, что смертельно, но элиты национальных окраин, все…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments