.
После событий 2014 года многие эксперты предрекали «технологическую изоляцию» российской экономики.Такое убеждение базировалось на известном противостоянии двух экономических моделей: протекционизма и свободы торговли.
.
Обычное утверждение сторонников свободной торговли состоит в том, что протекционизм и закрытие национального рынка ведет к загниванию экономики, а вот свобода торговли наоборот – к процветанию страны. Именно в такой логике развитые страны Запада хотели «колонизировать» Россию в начале 1990-х годов. Тогда нашей стране предложили «тихо качать нефть и газ», а все мало-мальски технологичное и инновационное – покупать за рубежом. Все в логике английского экономиста XIX века Давида Рикардо, который наглядно просчитал пример «обмена английской шерсти на португальское вино» и доказал, что Португалии лучше растить виноград, а Англии – разводить овец, с тем, чтобы потом выгодно поменять эти товары в свободной торговле.
.
Ровно такую же схему предложили после развала глубоко «протекционистского» СССР и России. Мол, пусть каждый занимается тем, что у него получается лучше всего: США производят компьютеры и самолеты, а Россия – просто качает нефть. Нас убеждали: русские, хватит думать о хай-теке, доставшемся вам от СССР, вы заработаете втрое больше, если бросите все силы страны на нефтедобычу!
.
Однако в реальном мире «обмен шерсти на вино» пытаются превратить в «стеклянные бусы в обмен на землю». Одна из стран (колония) попадает во всё большую зависимость от мирового лидера (метрополии). После чего колония отстает в цивилизационной гонке – и часто уже навсегда. Все это было доказано другим экономическим гением – австрийцем Даниелем Листом.
.
Поэтому от «России образца 2014 года» ждали именно такого сценария: агонии в тисках западных технологических санкций, а потом – сдачи любой политической и экономической независимости.
.
Алмазы под нашими ногами
Теперь же, в 2020-м, стало ясно, что сценарий по технологической изоляции нашей страны не сработал. Здравый российский протекционизм и «опора на собственные силы» оказались сильнее примата «свободы торговли», которым пытаются злоупотребить США. 2020 год стал временем демонстрации финальных технологических достижений, ставших результатами усилий предыдущих лет и даже десятилетий. Попробуем составить рейтинг этих успехов – десять главных научно-технологических прорывов нашей страны в уходящем году.
.
1. Первое место стоит отдать, несомненно, российской вакцине против нового коронавируса «Спутник V». Вакцина экстренно разработана всего за несколько месяцев, но это стало результатом титанической работы предыдущих лет в Центре им. Гамалеи. Несколько лет в Центре работали над созданием вакцины против MERS (вируса ближневосточного респираторного синдрома) – и оказалось, что именно данная работа может стать основной для разработки вакцины и против коронавируса. На подходе еще несколько вакцин против COVID-19 других российских научных центров.
.
2. Под самый конец года в воздух поднялся проходящий испытания новый отечественный лайнер МС-21 – и это впервые произошло с новым отечественным двигателем ПД-14. Без сомнения, налицо колоссальный технологический прорыв. Стран, производящих подобные авиационные двигатели, в мире меньше, чем стран, способных вывести человека в космос.
.
3. Уникальная плавучая АЭС «Михаил Ломоносов» в середине текущего года была введена в эксплуатацию и подала первые свет и тепло в энергосеть чукотского города Певек. Подобные плавучие АЭС – настоящее спасение для удаленных прибрежных регионов нашей страны, крупнейшее технологическое достижение – и весьма вероятный дорогостоящий экспортный товар для других стран мира.
.
4. В космосе достижением российских технологий стал первый рентгеновский обзор космического неба, который произвела российская космическая обсерватория «Спектр-РГ». Теперь мы знаем почти что в десять раз больше рентгеновских источников во вчетверо большем разрешении, нежели чем на бывшей лучшей до сих пор в мире небесной карте немецкой орбитальной обсерватории ROSAT, полученной еще в 1990 году.
.
5. Произошел первый полет нового российского самолета Ил-114-300, который должен стать одним из главных инструментов, обеспечивающих транспортную связность регионов страны. Авиалинии России нуждаются в сотнях подобных машин. И для нее, опять же, был создан авиадвигатель новой модификации.
.
6. Сдан в эксплуатацию первый супертанкер класса Афрамакс российской постройки (о значении этого события мы подробнее расскажем ниже).
.
7. Тяжелая ракета «Ангара-А5» совершила второй испытательный пуск, а значит, Россия получает перспективу совершить собственную лунную, а может быть, даже марсианскую программу – только ракеты такого класса обеспечивают доставку на орбиту соответствующей полезной нагрузки.
.
8. Российский атомный реактор нового поколения ВВЭР-1200 впервые запущен в эксплуатацию за рубежом, на Белорусской АЭС. Это означает дальнейшую экспансию российского атомпрома, подтверждение безопасности и надежности его технологий.
.
9. Ученые «Курчатовского института» совместно со специалистами столичных вузов, МГУ и МИФИ впервые зарегистрировали солнечные нейтрино – частицы, образующиеся внутри нашей звезды в процессе сложного термоядерного CNO-цикла, в котором углерод, азот и кислород взаимопревращаются друг в друга, попутно используя на это водород и «производя» гелий.
.
Копайте глубже, смотрите шире
Каждое из перечисленных технологических достижений – лишь некая «медийная точка», наглядно демонстрирующая итог предыдущих, длительных и целенаправленных усилий. Например, возьмем новость о создании в России первого супертанкера класса Афрамакс. Афрамакс – это, пожалуй, вершина мирового танкеростроения. За всю историю танкерного флота такие суда производил лишь десяток самых технологически развитых стран, для чего использовались самые крупные и передовые судостроительные предприятия.
.
При этом головной супертанкер «Владимир Мономах» прошел весь цикл строительства, от резки металла и до сдачи корабля заказчику за чуть более чем два года, на уровне лучших мировых стандартов. Ну а если учесть то, что вся серия супертанкеров будет составлять 12 судов, из которых еще три, вслед за «Мономахом», уже находятся в постройке на дальневосточной верфи «Звезда» – то вся масштабность новой судостроительной программы заиграет совсем другими красками.
.
Попробуем осознать всю сложность задачи создания в стране готового супертанкера. Ведь судостроение, как и многие другие отрасли, является, по сути, лишь конечным потребителем, который зависит от массы поддерживающих предприятий из других отраслей. Например, супертанкер – это и огромные листы судовой стали толщиной два сантиметра, для которых пришлось начать выпускать в стране особые железнодорожные платформы для перевозки такого негабарита. Не говоря уже о том, что само производство судовой стали для супертанкера арктического класса – это отдельный вызов, уже для металлургов.
.
Или можем взять топливо, которого «Владимиру Мономаху» нужна не одна сотня тонн – в своей работе он будет использовать высокоэкологичное моторное топливо стандарта DMF вид III. Содержание серы в таком топливе не превышает 0,5 процента, что полностью соответствует требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Для производства такого топлива в России «Роснефть» провела масштабную модернизацию на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе, где за этот год было полностью освоено производство по требованиям стандарта DMF.
.
Кроме 12 супертанкеров, та же «Звезда» сейчас строит пять танкеров-газовозов Arc7 для российского проекта «Арктик-СПГ–2», также заложенных в этом году. Газовоз – гораздо более технологичное судно, нежели наливной танкер. Причем по условиям заказа «Звезда» должна будет не только заложить, собрать и покрасить корпус судна, но и смонтировать комплектующие для маневрирования – в этот пункт включены винторулевые колонки, которые до сих пор в основном были импортными и не изготавливались в России. Кроме этого, верфь также должна произвести монтаж грузовой системы, то есть мембранных танков, в которых хранится сжиженный газ, что тоже является самым передним краем современного судостроения. Причем все пять газовозов нужно передать заказчику, компании «Новатэк», тоже в предельно сжатые сроки – уже до конца 2022 года.
.
Но, опять-таки, даже газовозы не будут самым технологичным заказом «Звезды»! Сейчас ее стапеля загружены арктическими судами снабжения и элементами огромных арктических морских платформ.
.
Строят на «Звезде» и уникальные суда, которые пока что не может делать никто в мире – речь идет о сверхмощных ледоколах типа «Лидер» по проекту ЛК-120Я. Такие корабли просто не имеют аналогов в мире, другие арктические державы даже близко не подошли к российскому уровню ледокольного флота. А Россия собирается к 2027 году спустить на воду первый ледокол из этой серии и к началу 2030-х годов иметь в своем распоряжении флот из трех таких «повелителей Арктики».
.
Куда России идти дальше?
Хочется верить, что наша страна, пусть и с трудом, но смогла найти свою дорогу в будущее. Причем дорогу, отличную от рецептов фритредера Рикардо, «по заветам» которого сегодня заставляют жить многие африканские страны, каждую из которых подрядили производить их собственную монокультуру – будь то какао, кофе, алмазы, медь или бокситы. В таких странах нет своей национальной экономической политики, нет независимой экономики и тем более нет технологического прогресса.
.
Все эти жертвы свободной торговли стали лишь «винтиками» в мировом разделении труда, причем на самых последних и грязных ролях. На старых званых пирах в замках английских феодалов таких бедных родственников называли «сидящими за солью»: солонка обычно замыкала набор престижных блюд, подававшихся для хозяев в начало стола, а в конец стола к «сидящим за солью» попадали лишь объедки.
.
В 2020 году Россия не просто показала, но и доказала, что не будет «сидеть за солью». Наша страна вернула себе технологическое лидерство и не собирается больше «менять нефть на стеклянные бусы» западного хай-тека.
.
Community Info