
Сдав корпус одному из своих боевых товарищей генералу Крымову, генерал Келлер уехал из армии в Харьков, где проживала в это время его семья. 12 ноября 1918 года Келлер приехал в Киев, рассчитывая далее отправиться в Псков, где происходило формирование Северной Псковской монархической армии. Во время взятия Киева петлюровцами 14 декабря 1918 года Келлер собрал вокруг себя отряд в 30 офицеров и юнкеров с которым надеялся пробиться на Дон. Во главе своего отряда он встретил наступавших на Крещатике и отбросил их, но видя безнадежность сопротивления, отступил со своим отрядом в Михайловский монастырь, где приказал своим подчиненным снять погоны и скрыться, сам же остался ждать своей участи. С графом остались только двое преданных ему офицеров — полковник Андрей Пантелеев и штаб-ротмистр Николай Иванов. В тот же вечер к Келлеру явился германский полковник Купфер, который предложил ему укрыться в германской комендатуре. Келлер сначала отказывался, но потом, под давлением окружения, дал согласие: почти насильно его повели к воротам монастыря, за которыми ждал автомобиль. Но когда, уже у ворот, немцы сказали ему сдать личное оружие (в том числе пожалованную ему лично царем Георгиевскую шашку), снять погоны и накинуть поверх его одежды немецкую офицерскую шинель, граф вспылил и вернулся к себе со словами: «Если вы меня хотите одеть немцем, то я никуда не пойду». Вопреки уговорам монахов, Келлер также отказался воспользоваться монастырским подземным ходом. Около недели он оставался вместе со своими добровольными адъютантами в монастыре под домашним арестом петлюровцев, занявших монастырь.
Драгоценная наградная шашка Келлера, изъятая при аресте, была торжественно поднесена командиром Е. М. Коновальцем С. Петлюре при его вступлении в город. Немцы настойчиво ходатайствовали перед Директорией УНР о переводе Келлера в Лукьяновскую тюрьму, очевидно опасаясь, что в монастырь в любой момент могут ворваться петлюровские солдаты и убить графа. В ночь на 21 декабря приказ о переводе Келлера и его адъютантов в тюрьму наконец был дан. Около 4 часов утра 21 декабря генерал и оба его адъютанта были убиты конвоем при переводе в тюрьму у памятника Богдану Хмельницкому на Софийской площади, якобы при попытке к бегству. По одной версии, в момент, когда их вели мимо памятника, из ближайшего сквера раздался залп по арестованным. Стрельба была продолжена патрульными, добивавшими раненых выстрелами и ударами штыков в спины. По другой версии, перевод в тюрьму и не планировался, а под его предлогом арестованных просто вывезли с территории монастыря в санях, а на площади велели выйти из них и расстреляли.
Тела убитых были найдены епископом Нестором Камчатским в морге анатомического театра и похоронены под чужими именами в Покровском монастыре в Киеве. Могилы не сохранились
Community Info