charodeyy (charodeyy) wrote in peremogi,
charodeyy
charodeyy
peremogi

Categories:

11 октября: объявлено о создании Украинской автокефальной православной церкви

11 октября 1921 года не без поддержки со стороны советской власти в Софийском соборе Киева официально появилась такая религиозная структура, как Украинская автокефальная православная церковь, одна из многих неканонических и того, и нынешнего времени. Первоначально пользовалось поддержкой советской власти с целью ослабления Русской православной церкви. Приостановила свое существование в конце 1930-х годов вследствие массовых репрессий в СССР. Хотя недавно она была упразднена, история этой организации может многое рассказать о том, какие настроения сейчас царят среди «клира» ПЦУ.



Националистические настроения в среде украинских клириков к началу XX века имели уже долгую историю. Впрочем, эти настроения оценивались как довольно маргинальные. К примеру, протоиерей Василий Липковский, впоследствии и ставший первым главой УАПЦ, еще в 1905 году был уволен с поста заведующего Киевской церковно-учительской школы за «украинские националистические убеждения», которые он активно распространял, в том числе и в ученической среде. Правда, в том же году он стал священником, а позже и настоятелем в Киево-Покровской Соломенской церкви, а также продолжил преподавать в школах. Были и другие украинские националисты и приверженцы как церковной, так и светской независимости этой части Российской Империи, которые почувствовали, что у них есть все шансы реализовать свои цели в 1917 году.

Пока в Москве шел Поместный Собор, а параллельно продолжалась революция, в Киеве Василий Липковский с соратниками, в числе которых был и архиепископ Алексий (Дородницын), личность также весьма неоднозначная, организовали и возглавили общественное движение за автокефалию Украинской церкви. То есть в тех исторических условиях — за разрыв отношений с Русской Церковью и максимальное от неё дистанцирование. Движением, впрочем, дело не ограничилось, и в начале декабря 1917-го появился такой «орган церковной власти», как Всеукраинская православная церковная рада, возглавили который Липковский и Дороницын. Дороницын, кстати, в должности председателя. Параллельно с церковной радой появился и оргкомитет по созыву Всеукраинского Собора, где, по мысли всех этих деятелей, и должна была быть провозглашена независимость Украинской церкви.

Были и административные инициативы по отделению украинских епархий от Русской Церкви.
Немалую роль в этих процессах сыграл некто Александр Карпинский, выходец из Царства Польского, в 1918 г. комиссар по вопросам вероисповедания Генерального секретариата (правительства) Украинской Народной Республики, назначенный куратором в Церковную Раду. Выступая на Соборе в январе 1918 года, он заявил: «у Собора только один путь — дать украинской церкви автокефальность». При этом Карпинский в рамках своей «комиссарской деятельности» запретил клирикам поминать в молитвах российское воинство и власти, а также «замкнул» связь с Московской Патриархией исключительно на себя. И, в общем, быть бы провозглашенной автокефалии, но к Киеву 23 января подошли большевики, и Собор по внешним обстоятельствам прервал свою работу.

Однако одним из итогов этой зимней «сессии» Собора стало извержение из сана одного из зачинателей автокефального движения архиепископа Алексия (Дороницына) с формулировкой «за непослушание священноначалию и нарушение канонов». Отторгнутый своими былыми единомышленниками, он ушел из большой церковной политики, а вскоре и умер. Конец жизни его трагичен и весьма показателен, по воспоминаниям отпевавшего его архиепископа Евлогия (Георгиевского), «показались дроги в одну лошадь, на них огромный гроб, на гробе сидит возница; за дрогами идут два-три монаха. Я вышел встретить жалкую процессию. Огромный гроб был так тяжёл, что его едва-едва смогли поднять. В церкви открыли крышку… — архиепископ Алексий лежал неубранный, в старом подряснике, в епитрахили. Благодаря морозу разложение ещё не наступило… После отпевания спрашиваю: „Где могила?" Оказывается — на краю кладбища в заросли кустов. Мы долго пробирались по сугробам, увязая в снегу… Погребение архиепископа Алексия… показало мне всю тщету честолюбия, властолюбия».

Возобновилась работа Собора уже летом 1918 г., но на тот момент Киевским митрополитом стал Антоний (Храповицкий), максимально лояльный Русской Церкви. А потому на Соборе с украинской автокефалией как-то не задалось, поскольку помимо владыки Антония в нем приняли участие множество клириков и епископов, выступивших за единство с Русской Церковью. Впрочем, автокефалия украинской церкви в одностороннем порядке, невзирая на Москву, была провозглашена 1 января 1919 года. И провозглашена она была государством в форме «Закона об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». То есть невзирая на декларативное невмешательство в церковные дела, украинское государство фактически решило определить статус Церкви. В мае того же года Липковский провел первую литургию на украинском языке. Судя по всему, столько времени понадобилось украинским богословам, чтобы создать украинские богослужебные тексты.

Государственное вмешательство не ограничилось оригинальным законотворчеством, и в конце января 1919 года посол УНР в Турции Александр Лотоцкий обратился… куда бы вы думали? Правильно, во Вселенскую Патриархию! За тем, чтобы фанариоты признали автокефалию Украинской Церкви. Тогдашний местоблюститель константинопольского патриаршего престола, митрополит Дорофей, в этой просьбе отказал, но высказался в том духе, что «украинский народ будет стоять дальше крепко в родительской Православной вере, ожидая с полной уверенностью осуществления своего желания согласно со священными канонами и правилами».

Здесь, впрочем, не стоит обольщаться по поводу доброй воли фанариотов, потому что они вполне себе поддерживали российских «обновленцев», а в 1924 году выписали томос об автокефалии полякам, ссылаясь при этом на «неканоничность» отрыва Киевской митрополии от Константинополя (а православные церкви в Польше когда-то входили в юрисдикцию киевских митрополитов): «Первый отрыв от нашего Престола Киевской митрополии… и приобщение её к Московской Церкви произошло не по предписаниям канонических правил, а также не были соблюдены всего того, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского митрополита, носившего титул экзарха Вселенского Престола».

В общем, для Фанара бомбардировать томосами Восточную Европу и канонические территории РПЦ — дело далеко не новое.

Так или иначе, но к 1920 году у автокефалистов не было ни одного епископа, только священники и миряне, а это означало невозможность рукоположения других священников и епископов. А потому в течение всего 1920-го сторонники автокефалии искали себе епископов, а также обсуждали, что делать дальше в сложившейся ситуации.

Показательно, что им почти удалось уговорить на участие в одной из своих конференций епископа Антонина (Грановского), человека весьма экстравагантного в поведении, а по некоторым версиям, в принципе не совсем психически здорового. В будущем Грановский станет одним из лидеров обновленчества в России, хотя разорвет отношения и с этим расколом. Но, видимо, даже для Грановского инициативы украинских автокефалистов показались слишком уж «новаторскими», и в итоге он отказался от общения с «церковными украинизаторами». Так или иначе, но фактически разрыв сторонников автокефалии и канонической Православной Церкви уже окончательно состоялся, и терять церковным сепаратистам было уже нечего. А потому в 1921 году состоялось такое мероприятие, как «Всеукраинский собор духовенства и мирян», который 11 октября подтвердил «автокефалию Украинской Церкви». То есть окончательно и официально оформил раскол части украинского клира и мирян с Русской Церковью. В числе делегатов было 64 священника, 17 дьяконов и ни одного епископа.

Тем не менее, епископов нужно было рукополагать, и участники собора в итоге решили устроить групповую хиротонию «всем Собором». Тогда 23 октября все делегаты Собора, встав на колени в несколько рядов, положили руки на впереди стоящих участников сего действа, священники, будучи в центре этого круга, возложили руки на Евангелие, которое лежало на голове Василия Липковского. Он в итоге и стал первым главой новой «Церкви». По некоторым данным, в процессе «хиротонии» фигурировала часть мощей (рука) священномученика Макария, митрополита Киевского. Думается, говорить, что это был фарс и откровенное кощунство, попросту излишне. Однако так или иначе, но у УАПЦ появились первые «епископы». Правда, даже в украинской среде их сразу же начали называть «самосвятами» или еще жестче — «безблагодатными».

Помимо прочего Собор провозгласил и основные принципы УАПЦ: «автокефалию, соборноправность и украинизацию». Под соборноправностью тут имелось в виду равенство всех членов Церкви, епископов, мирян и клириков в решении общецерковных вопросов. Новая религиозная структура развернула крайне кипучую деятельность. В первые годы существования количество приходов УАПЦ выросло до 1100. Отчасти такому расширению способствовала и советская власть, которая стимулировала рост и развитие различных раскольничьих группировок с целью подорвать влияние и авторитет канонической Русской Церкви. Но также нужно понимать, что большевики совершенно не были заинтересованы в росте и укреплении какой бы то ни было религиозности в обществе. А потому уже в 1925 году Советы запустили репрессивные механизмы и по отношению к УПАЦ.

Привело это к тому, что в 1937 году у УАПЦ осталась только одна епархия с одним епископом в Канаде.

Украина пережила еще два пришествия УАПЦ. Сперва в 1940-х, уже под немецкой оккупацией, закончившееся с отступлением войск Вермахта под натиском Советской армии, а затем уже во время обретения Украиной незалежности, просуществовав на этот раз до ликвидации в рамках создания Константинополем ПЦУ в 2019 году. И то, и другое заслуживает отдельного, весьма поучительного рассмотрения. Отмечу лишь, что история нынешней ПЦУ в некоторых моментах практически дословно повторяет историю УАПЦ. И в отношениях с украинским государством, и в плане национализма, а то и нацизма, и в отношении томоса фанариотов, и стремления к «евроинтеграции», да и в целом в плане общей «каноничности» данных структур у них крайне много общего. Что УАПЦ, что ПЦУ, каждая в свое время стала фактором раскола и дестабилизации не только Русской Церкви, но и украинского общества. Но все эти исторические параллели, к сожалению, практически ничему и никого на Украине не учат.

Источник: Украина.ру
Tags: ретроперемога, русская правда, украинство - это
Subscribe

  • Обиженка

    Facebook post Накидать пациенту можно здесь и здесь. Facebook post

  • Не дошёл...

    СК возбудился по факту нанесения ранения пациентом при попытке госпитализации в период очередного рецидива.

  • Вечер перестает быть томным.

    После того как SkyNews (Австралия)* сообщил, что президент Байден страдает слабоумием, более 30 демократов Палаты представителей попросили…

promo peremogi january 28, 20:22 60
Buy for 400 tokens
Сегодня в Донецке прошёл интеграционный форум, на котором была презентована Доктрина «Русский Донбасс». Пушилин (2:29:20): "...Мы хотим видеть счастливой нашу большую Россию... Донбасс всегда был русским и внутри, и снаружи... Жители Донбасса [всегда] были носителями русской…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments