Знакомые беларусы рассказывают, что сейчас в Минске страшно активизировалась дворовая жизнь - вечерами люди собираются...
Опубликовано Андреем Лошаком Суббота, 26 сентября 2020 г.
ТЕКСТОМ:
Знакомые беларусы рассказывают, что сейчас в Минске страшно активизировалась дворовая жизнь - вечерами люди собираются на улице вместе, причем не просто поболтать, а каждый раз с какой-то программой - концерты, детские праздники, лекции, мастер-классы (подруга рассказывала, что у них во дворе нашелся учитель сальсы - и теперь весь двор ее разучивает). Ну и, конечно, общение. Что-то похожее было в 12-м году на ОккупайАбай в Москве, только очень локально, коротко и после разгона карателями никакого распространения не получило. А в Минске дворовый движ стал частью гражданской стратегии сопротивления. Люди жили раньше как малознакомые соседи, здоровались через раз, а тут вдруг почувствовали себя общностью. Это очень крутая черта любого движения к свободе, особенно когда оно связано с преодолением препятствий, а их у беларусского общества, как мы видим, хватает. Люди сплачиваются перед лицом врага, начинают чувствовать необходимость друг в друге, появляется необходимое доверие, чувство локтя.
Меня всегда огорчало, что в Россия - страна заборов. Мы не рушим стены, а строим их. Чем несчастнее страна - тем выше заборы. Самые высокие и длинные заборы я видел в самых нищих африканских странах. Там люди настолько боятся и ненавидят друг друга, что предпочитают буквально отгородиться друг от друга и лишний раз не выходить на улицу. Авторитарная власть заинтересована в том, чтобы люди смотрели друг на друга волком, недоверие разделяет и ослабляет людей, вместо построения диалога в обществе пропаганда сбивает людей в стаю вокруг фигуры вожака. "Кто не с нами, тот против нас". Очень показательно, что в русском языке нет точных аналогов таким важным английским словам как neighbourhood и community.
Уже стали общим местом слова о том, что в Беларуси сейчас происходит рождение нации. То, что люди стали объединяться по месту жительства - это низовая часть этого процесса. Нация - это и есть множество нейбахудов и communities, объединенных вместе. Я почему-то вспомнил мемуары Людмилы Алексеевой "Поколение оттепели" - как после смерти Сталина людей как будто прорвало, и все стали ходить друг к другу в гости и очень много разговаривать. Появилось понятие "компании" как антонима казенному "коллективу":
"Компании появились в определенный период как социальный институт, востребованный обществом. У нашего поколения была психологическая, духовная, а возможно и физиологическая потребность открыть свою страну, свою историю и самих себя. В то время это можно было сделать только одним способом — посредством живого общения.
Компании развивали свои собственные формы литературы, журналистики, музыки, юмора. Они выполняли множество функций, часто заменяя людям несуществующие, недоступные или по разным причинам неприемлемые учреждения — издательства, лектории, выставки, доски объявлений, исповедальни, концертные залы, библиотеки..
Неважно, в какую из компаний меня пригласили, по какому коридору надо было пройти и какую дверь отворить, — везде я встречала близких мне по духу людей. Они читали Пушкина и Ахматову, не любили Павлика Морозова, игнорировали партийных активистов и считали себя аутсайдерами. Выросшие с ощущением, что они какие-то не такие и не вписываются в «здоровый коллектив», теперь они обнаружили, что они не одни — многие люди похожи на них, а отклонения-то на самом деле были у товарищей Ленина, Сталина, Берии и иже с ними — у тех, кто загонял всех и каждого в коллектив, как в стадо. В коллективе воля одного подчинялась воле группы. В компаниях ничего подобного не было — там собирались люди, которые нравились друг другу и которым хотелось общаться.
В компаниях выпивали, но умеренно — двух поллитровых бутылок обычно хватало на всех собравшихся, чтобы поддерживать разговоры от заката до рассвета.
— Не думаю, что мы когда-нибудь сопьемся, — сказала как-то Наташа (подруга Алексеевой). — Скорее, мы стреплемся"
Так с поколением оттепели, к сожалению, и случилось - оно в своей массе в конце концов "стрепалось". Надеюсь, беларусов минует эта участь, и когда наступят холода, они не разойдутся по домам, а придумают новые формы совместной борьбы за правое дело.
Видео взял из сегодняшнего материала Медузы про главную песню беларусского протеста "Тры чарапахi" - ccылка в первом комменте
Community Info