charodeyy (charodeyy) wrote in peremogi,
charodeyy
charodeyy
peremogi

Categories:

Тени окраин. Часть 2 из 3.

После появления критического обзора Ефремова последовал ответ самого Белякова. Если статья Ефремова представляет собой строго научный анализ сомнительных тезисов Белякова, но без малейшего перехода на личности, то Беляков отвечает в нахальном, ёрническом тоне, призывая своих оппонентов поверить в существование украинской нации, понять и принять её.

— Аргументация русских противников «украинства» практически не изменилась со времен В.В. Шульгина. Она мало изменилась, впрочем, и со времен М.Н. Каткова. Украинцев, мол, нет. Есть малороссияне, локальная идентичность, или, если обратиться к терминологии Льва Гумилева, субэтнос русского этноса. Есть поморы, есть сибиряки, есть вятчане, а есть малороссы. И тут же вспоминают о провансальцах и бретонцах, ассимилированных французами, о баварцах и пруссаках, что весьма отличались друг от друга, но все же составляли единую немецкую нацию.



В этом нет ничего удивительного. Только вот тот же Гумилев доказывал, что этнос не состояние, а процесс. Этнос или нация, живущая в историческом времени, меняется. Меняются нормы поведения, забываются старые обычаи, появляются новые. Меняется и количество субэтносов. Одни исчезают, как исчезли русские однодворцы, превращаются в небольшие этнографические группы, как это произошло с поморами. Другие усиливаются настолько, что переходят на другой уровень этнической иерархии. Казаки настолько отличались от русских, будто составляли уже особый этнос. Может быть, и в самом деле составляли. Интересно, что в 1917 году казачьи съезды проходили наравне со съездами украинцев и литовцев. Субэтнос может «вырасти» до этнической нации, этническая нация превратиться в субэтнос, или даже вовсе ассимилироваться. История знает тому множество примеров. Победа французов над бретонцами или, скажем, окситанцами не была предопределена, как не была предопределена и ассимиляция этих народов французами.

А что же украинцы?

Я советую Александру Ефремову все же почитать стихи нелюбимого им Шевченко. Вот слова знаменитой «Тарасовой ночи»

Грає кобзар, виспівує,
Вимовля словами,
Як москалі, орда, ляхи
Бились з козаками.

Козаки в одном ряду с "москалями", крымскими татарами (ордой) и поляками, а вовсе не с ярославцами или рязанцами, не с полещуками или подолянами. И Шевченко не придумал здесь ничего нового, а лишь следовал народной традиции, известной и нам хотя бы из украинских народных песен. Скажем, в старинной песне «Гомiн по дiбровi» («Гомон по дубраве») в одном ряду стоят «орда» (крымские татары), «турчин», «ляхи» и «москаль». Народ лучше любого этнолога фиксирует различия между нациями и не путает этносы с субэтносами, этнографическими группами и т.п.

Александр Ефремов упрекает меня, будто я не привожу свидетельств «не ангажированных и не политизированных наблюдателей», признававших различия русских и украинцев. В моей книге более 760 страниц, и на этих страницах приведено множество свидетельств различия между русскими и украинцами. Собственно, вся книга этому посвящена.

Если Александр Ефремов займется изучением украинского или хотя бы попробует читать украинские стихи в присутствии носителей языка, то он очень быстро убедится, как непросто русскому человеку научиться хотя бы правильно читать по-украински, приспособиться к иному звучанию вроде бы знакомых слов. Бесспорно, язык Шевченко несколько отличается от современного украинского, но язык Пушкина тоже отличается от современного разговорного русского языка. И не всякий юный русский поймет без комментария хрестоматийную строфу из «Евгения Онегина», незнакомые слова в каждой строчке.

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Дальше современный русский от русского языка нашего золотого века, чем современный украинский от языка великого кобзаря, или нет, сказать трудно. Это вопрос для научно-исследовательской статьи, а не публицистического отклика в интернете. Здесь нужна методика, а не громкие слова и риторические обороты.

Ефремов уверен, будто лишь большевистская революция остановила процесс слияния малороссов с великороссами, не было бы ее, не было бы и украинцев. Но почему тогда 250 лет жизни в одном государстве так и не привели к русификации малороссийского населения? В начале XX века еще очень многие крестьяне не знали другого языка, кроме украинского. Их русификация вовсе не была делом предрешенным. Напротив, как раз на рубеже XIX – XX веков бурно развивалась украинская культура. Язык, на котором говорили миллионы людей, не имел еще единой литературной нормы. Украинские интеллектуалы хотели не только создать ее, но и сделать так, чтобы украинская мова не уступала другим европейским языкам. Здесь их вдохновлял образ Тараса Шевченко. Раз на украинском можно писать гениальные стихи, значит, можно писать и научные статьи, исследования, можно переводить на украинский язык Гёте, Сервантеса, Пушкина, Шекспира. И еще во второй половине XIX века появляются переводы с основных европейских языков. Интересно, что у крупнейших украинских поэтов того времени, Ивана Франко и Леси Украинки, много мотивов, навеянных европейской историей и литературой, Библией и даже историей древнего Востока. В этом проявлялось стремление украинских интеллектуалов выйти за привычные рамки веселеньких «гопачно-горилочных» сочинений, которые долгое время ассоциировались с украинской культурой.

Откуда появились сведения, будто «подавляющее большинство «малороссов» считали себя членами «русской православной общности»? На основании каких источников и при помощи каких методов сделан столь смелый вывод? Когда русские националисты в начале XX века утверждали, что все малороссы хотят выучить русский язык, так как, мол, считают себя частью единого русского народа, то они принимали желаемое за действительное. И вскоре жизнь показала, как глубоко, как трагически они ошибались.

Не следует придавать такое уж значение силе и влиянию черносотенных организаций в Юго-Западном крае. Руководство этих организаций составляли как раз русские люди, в том числе и русифицированные малороссы, которые старались (как это часто случается) превзойти в своем рвении самих коренных великороссов. Но многочисленность черносотенцев, мнимая популярность их у народа связана или с приписками, или с тем, что русские черносотенцы давали украинским крестьянам и мещанам организацию для противостояния с их традиционными противниками – польскими землевладельцами и евреями. Действовал принцип «враг моего врага – мой друг». Впрочем, Революция 1917 года показала, что Черная сотня была явлением эфемерным. Ее буквально смыло революционной волной, а те области Подолии, Волыни, Киевщины, где еще недавно господствовал знаменитый Почаевский отдел Союза русского народа, станут главными центрами Петлюровщины.

Момент истины наступил весной 1917 года. В марте 1917-го в Киеве и в Петрограде состоялись грандиозные украинские демонстрации, которые произвели колоссальное впечатление как своей многочисленностью, так и живописностью. Некоторые участники надевали старинные наряды, изображая казаков, сотников, полковников. Украинские интеллигенты создали Центральную раду, то есть по-русски – Центральный совет во главе с профессором М.С. Грушевский. Первый месяц своего существования Рада была только общественной организацией, но уже в апреле 1917-го состоялся Всеукраинский национальный конгресс, который собрал более 800 делегатов от партий и общественных организаций уже не одного Киева, а и других украинских городов, и сёл.

В апреле прошли Всеукраинский конгресс и Первый украинский воинский съезд, ведь солдаты теперь все больше занимались политикой, митинговали и все меньше воевали. В июне состоялся Всеукраинский селянский (крестьянский) съезд и запрещенный бессильным Временным правительством Второй воинский съезд. И на всех собраниях говорили прежде всего об автономии Украины и федеративной перестройке России, об украинизации армии, школы, университетов, государственного управления. Солдаты присягнули у памятника Богдану Хмельницкому не возвращаться в свои части до тех пор, пока не добудут автономии для Украины. Страсти кипели. Делегатам, которые пытались робко, осторожно поддержать Временное правительство, просто не давали говорить, их освистывали.

Этих людей большевикам не надо было украинизировать!

«Утвердиться в большой русской литературе XIX века после Пушкина, Лермонтова, Гоголя, конечно, было весьма непросто. Иное дело, писания на всевозможных диалектах, только обретавших письменность. Тем более, что московская и петербургская публика относилась к подобным опытам весьма сочувственно. Ведь, только так смогли получить хоть какую-то известность Марко Вовчок или Леся Украинка».

Я бы рекомендовал автору хотя бы почитать биографию Леси Украинки, узнать о ее национальном воспитании (очень интересном с точки зрения исследования национальной идентичности), ее трагической судьбе, смертельной болезни, которая превратила почти всю жизнь поэта в подвиг. Уверен, что тогда он воздержался бы от таких суждений.

«Мова для русского уха звучит пародийным искажением правильной речи».

Язык, на котором молятся и поют колыбельные песни, объясняются в любви, сочиняют стихи, пишут романы и пьесы – это святыня для народа. Назвать этот язык «пародийным искажением русской речи» и после этого всерьез надеяться, будто расставание наше с «Малороссией» временное? Если бы мне, русскому, собеседник сказал, что русский язык – «смешной», русская литература «провинциальна», а стихи Пушкина – «посредственные», то я прекратил бы с таким человеком всякие отношения. Но более всего поражают слова Александра Ефремова о Тарасе Шевченко. Оказывается, великого кобзаря посмертно украинизировали где-то «в начале XX века», «выдавив из него малороссийский дух». И это сказано о поэте, который ставил Украину выше Господа Бога!

Я так її, я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену святого Бога,
За неї душу погублю!


Шевченко, крещеный и верующий человек, душу – то есть самого себя – готов был погубить за Украину. А тело и погубил, ведь именно за участие в украинском тайном обществе и за поэму «Сон» Шевченко был сослан солдатом в Оренбургский край, где потерял здоровье. Вернется он десять лет спустя тяжело больным человеком. Сама фраза про «украинизацию» Шевченко, на мой взгляд, просто абсурдна. «Украинизировать» Шевченко все равно, что, скажем, русифицировать Николая Лескова или Василия Шукшина.

Любовь, прекрасное и глубокое чувство, лишает человека возможности объективно посмотреть на предмет своей любви, на свое окружение и даже на мир. И любовь к Родине, любовь к своей нации почти также мешает нам делать верные наблюдения, как, скажем, любовь к женщине. Отсюда и явление, которое должно очень удивлять объективных и независимых наблюдателей. Вполне нормальные, бесспорно, умные и талантливые русские люди, такие как тот же Василий Витальевич Шульгин или, скажем, Антон Иванович Деникин, не замечали очевидного. Не видели и не хотели увидеть реальность, потому что она была для них просто непереносима.

Признать украинцев отдельной нацией, значит, признать их право на независимое государство. Значит, отказаться от святынь древнего Киева, от Почаевской Лавры, от почти родного нам Харькова. Хуже того, это означало бы отказ от империи и возвращение к временам Алексея Михайловича. Понятно, что и самый разумный и мужественный русский человек вряд ли решится на такое. Но рано или поздно история откроет нам глаза, и лучше раньше, чем позже.

Нам нужно открыть глаза, иначе мы, русские, проиграем и войну, и мир. На войне невозможно победить, не зная и даже не желая знать своего противника. Тем более нельзя жить в мире и дружбе с соседом, не уважая язык этого соседа, его поэтов и его героев.

Часть 1.
Tags: русская правда
Subscribe

  • Лукашенко присвоил своему старшем сыну звание генерал-майора

    Подписаны указы о присвоении специального и воинских званий Президент Беларуси Александр Лукашенко 1 марта подписал указы о присвоении специального и…

  • Вона працует

    ❗️Юлия Тимошенко внесла в Раду проект закона о запрете импорта электроэнергии из РФ и Белоруссии pic.twitter.com/FLkejNHf6S— Елена Пшеничная…

  • ЕЖГ под голландским соусом.

    Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте предложил строить новые атомные электростанции, чтобы в будущем не обрекать страну на «газ от Путина».…

promo peremogi январь 28, 20:22 60
Buy for 400 tokens
Сегодня в Донецке прошёл интеграционный форум, на котором была презентована Доктрина «Русский Донбасс». Пушилин (2:29:20): "...Мы хотим видеть счастливой нашу большую Россию... Донбасс всегда был русским и внутри, и снаружи... Жители Донбасса [всегда] были носителями русской…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Лукашенко присвоил своему старшем сыну звание генерал-майора

    Подписаны указы о присвоении специального и воинских званий Президент Беларуси Александр Лукашенко 1 марта подписал указы о присвоении специального и…

  • Вона працует

    ❗️Юлия Тимошенко внесла в Раду проект закона о запрете импорта электроэнергии из РФ и Белоруссии pic.twitter.com/FLkejNHf6S— Елена Пшеничная…

  • ЕЖГ под голландским соусом.

    Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте предложил строить новые атомные электростанции, чтобы в будущем не обрекать страну на «газ от Путина».…