Скользящий в глубине (667bdr) wrote in peremogi,
Скользящий в глубине
667bdr
peremogi

Categories:

Внедряем демократию на уроках физкультуры



Недавно в украинском сегменте «Фейсбука» случилось очередное бурление. Собственно говоря, подобное там происходит чаще некуда и, в принципе, удивлять не должно — в больной стране иначе не бывает. Но на сей раз привлекает внимание тема обсуждения: речь шла о роли школьного курса физики в продвижении ценностей свободы, демократии и равенства.

Написал об этом блогер Владимир Завгородний. К его информации стоит относиться крайне осторожно, поскольку пару лет назад он сообщал, как в Северной Корее съели всех котиков. Причем давно — лет пятьдесят назад. Кроме того, Завгородний старательно обслуживал порошенковский режим, что само по себе показательно. Однако в данном случае блогер действительно попал в точку, рассказав в своем посте о методических пособиях для украинских учителей.

Здесь нужно сделать отступление с пояснением. Есть методички, рождаемые в недрах Министерства образования и науки. Вот, к примеру, рекомендации ведомства просвещения для преподавателей истории, утвержденные 1 июля нынешнего года. Педагоги должны донести до учеников 10 класса мысль о том, что в период с 1914-го по 1945-й сутью украинской истории стала борьба (мирная и вооруженная) за национальную государственность и противостояние тоталитаризму. Также учителя не должны терять из поля зрения такие основы, как гражданская направленность, человекоцентризм, украиноцентризм, нациестроительство, европейскость.

Смотрится забавно, хотя по сравнению с методичкой, попавшей в поле зрения Завгороднего, — казенщина и скука смертная. То, с чем познакомился блогер-порохобот, подготовлено в рамках проекта «Развитие гражданских компетентностей в Украине» (DOCCU). Запустило его швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, непосредственной разработкой занимался Цюрихский педагогический университет. Поддержку DOCCU оказывает Совет Европы.

Задача проекта — научить чиновников «незалежной» не брать взятки и привить украинским детям демократические ценности. Началось все осенью 2013 года, а наиболее пышно расцвело в «майданную» пятилетку. Воплощением в жизнь DOCCU занимались Нацагенство по делам госслужбы, Академия госуправления при президенте Украины и Минобрнауки. В частности, замминистра Павел Хобзей отзывался о проекте в самых комплиментарных выражениях: «Педагоги получили еще одну качественную открытую платформу, где имеются инструменты для развития гражданского образования».

В свою очередь DOCCU вполне вписывается в концепцию «Новой украинской школы». Это одна из любимых игрушек ведомства просвещения. Непосвященным, правда, не очень понятно, зачем нужна «новая школа» и какой от нее прок, но одной из задач реформы объявлено формирование ключевых компетентностей. Таких, например: общение на государственном языке, общение на иностранных языках и, разумеется, компетентность, связанная с идеями демократии, справедливости, равенства и прав человека.

Данное направление развивают посредством проекта DOCCU. Выглядит это следующим образом: учителей собирают на семинары и тренинги, там они с серьезными лицами что-то рисуют на большом листе ватмана, после чего получают сертификаты. Затем в местной прессе появляются публикации с заголовками вроде «Калушская гимназия в списке пилотных учебных заведений для внедрения демократических преобразований» или «На Полтавщине прошел DOCCU-хакатон».

Вообще, в глубинке швейцарскую затею воспринимают своеобразно. Взять, допустим, интернет-ресурс под названием «ВістіЛуг». Он на балансе военно-гражданской обладминистрации и содержание у него соответствующее: можно прочитать новость о праздновании в Станице Луганской пятой годовщины «освобождения от незаконных вооруженных формирований» или познакомиться с публикациями раздела «”ЛНР” — руSSкий мир». Так вот, «ВістіЛуг» сообщал посетителям своей страницы, что DOCCU «внедряет демократию в школах Луганщины».

Семинары с хакатонами это далеко не все. Для учителей подготовлены пособия с длинным названием «Методические рекомендации по внедрению сквозной содержательной линии “Гражданская ответственность” в учреждениях общего среднего образования». Именно на них и наткнулся помянутый выше Завгородний. Он поразился методичке по физике, а они, между прочим, существуют сразу по нескольким предметам.

В методичках указываются темы уроков в классах с пятого по девятый, за ними следует перечень ценностей и навыков, которые педагогам необходимо прививать детям. В отличие от зубодробительных наставлений Минобрнауки, рекомендации — обхохочешься. Возьмем пособие по физкультуре (да-да, есть и такое!). Семиклассники, играя в волейбол, должны осознать, что существуют гендерные стереотипы. Через пару лет, когда они подрастут, им нужно объяснить «опасность определенных стереотипов, способных сеять в обществе зерна вражды». Представляю себе, как похмельный и косноязычный физрук пытается донести до детей подобную премудрость!

Заглянем теперь в методичку по географии. В 6-м классе на уроке, посвященном численности и размещению населения Земли, должно прививаться понимание единства и одновременно разнообразия европейцев. Тут забавляет именно слово «европейцы» — кроме них на планете еще люди есть? В 8-м классе при изучении возрастного и полового состава жителей Украины и остального мира ученикам предстоит встретиться с понятием «гендерная дискриминация» и поставить себя на место ее жертв.

С физикой тоже весело. Уже на этапе знакомства с ней как с естественной наукой к школьникам придет осознание, что права и свободы предназначены для всех, независимо от происхождения или состояния общества. А изучение силы давления откроет путь к правилам и законам предотвращения конфликтов. Урок, где станут изучать явление инерции, приведет опять-таки к пониманию гендерной дискриминации. Экологические проблемы тепловых двигателей помогут выработать собственное видение демократии.

Оставим в покое географию и физику и обратимся к курсу зарубежной литературы. В 5-м классе мальчикам и девочкам их педагоги расскажут о сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Попутно детворе привьют знания о правах и свободах, о правительстве и политике. Это ладно. Куда интереснее рекомендации по уроку, выделенному для знакомства с басней Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягненок» (6-й класс). На ее примере предстоит усвоить термины «равенство», «разнообразие», «плюрализм», оценить важность солидарности и сотрудничества для преодоления несправедливости. Таким образом, согласно методичке, вырабатывается умение отстаивать равноправие и знать, что ограниченность ресурсов может влиять на реализацию прав и свобод.

То есть, согласно логике методички, волк сожрал ягненка по причине нехватки воды. Будь ее больше, хищник, наверное, утолил бы жажду и побежал дальше. И вообще вся ситуация, похоже, случилась из-за отсутствия плюрализма. Хотя на самом деле между персонажами имела место дискуссия, закончившаяся, впрочем, весьма печально: «Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Не менее заковыристы рекомендации по преподаванию истории. Так, в 9-м классе подросткам прочтут урок об Украине начала XX века, усилении имперского давления на национальное движение, о ксенофобии, шовинизме и Менахеме Менделе Бейлисе, обвиненном в ритуальном убийстве христианского мальчика. Используя судебный процесс Бейлиса, у школьников сформируют осознание того, что «решение конфликтов в определенной мере зависит от навыков, которые можно приобрести». Кто-то может подумать, будто бы текст написан пациентом психоневрологического диспансера, но нет — над методичкой по истории трудились специалисты Ивано-Франковского областного института последипломного педагогического образования во главе с целым проректором.

Так продвигается демократия в украинском среднем образовании. За время независимости над ним провели много экспериментов. Результаты их заметны при сдаче тестов, официально именуемых Внешним независимым оцениванием (ВНО). В 2019-м математику не сдали 18,17% выпускников, физику — 14,97%, историю — 16%, географию — 10%, химию — 14%. И даже тесты по украинскому языку и литературе провалили 15,8% участников ВНО. Год назад было еще хуже: с физикой, допустим, не справились 16,82%. Однако тенденция налицо.

Более того, ВНО не могут осилить даже учителя. В апреле в Винницкой области тест по математике проходили педагоги. Из 217 человек 37 смогли выполнить только половину заданий, четверо тест просто не сдали.

Малограмотные ученики и их преподаватели — порождение реформ прошлых лет. Сейчас же внедряется «Новая украинская школа», параллельно с которой на уроках физики учат демократическим ценностям. И видимо, недалек тот день, когда выпускники 2019-го будут выглядеть на фоне новых поколений хорошо образованными людьми. К этому все идет.

Алексей Ткачук,
специально для alternatio.org
Tags: знаете ли вы шо, мыздобулы, не всё так однозначно, сало уронили!, страна 404, теж перемога, трiюмфально крокуватиме, тільки ми
Subscribe
promo peremogi сентябрь 15, 21:53 197
Buy for 400 tokens
Помните, первым премьером у Зеленского был такой Гончарук? Хороший человек, только немножко дурачок, немножко не от мира сего. Шубу из искусственного меха носил, по своему кабинету на самокате катался, на концерты фашистских групп ходил и зиги кидал. Кажется, даже гей. А может, и нет. Просто с…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments