Белоусов Валерий Иванович (holera_ham) wrote in peremogi,
Белоусов Валерий Иванович
holera_ham
peremogi

Categories:

Що ми браття, козацкого роду?

Само слово казак - татарское, как татарским был и образ жизни запорожцев, полный набегов, грабежей и насилия. Пусть и совершалось это, якобы, для отмщения туркам и крымчакам, от своих визави сечевики отличались только цветом знамен, а отнюдь не поведением. В исторических источниках XV – XVI веков "казаками" звали степных разбойников без роду и племени, грабивших купцов и простой люд.
А вот их отличия от украинских сельских тружеников Речи Посполитой были куда глубже. Основные из них касались образа жизни. Вчерашние выходцы из крестьян к своим прежним братьям испытывали только презрение. Сельский труд тогда был не в чести.

Чтобы отделить себя от простого народа, запорожцы даже называли себя другим именем - черкасы. Было распространено мнение о просхождении не от "литовских людей", а от хазар. Например, сторонником этой теории был соратник Мазепы Филипп Орлик, который привел татар на Украину и расплатился с ними тем, что разрешил брать ее жителей в плен.

Казачество считало себя "дворянством сабли", в отличие от шляхты - "дворянства крови" и зорко следило за соблюдением своих привилегий. Во время всех народных восстаний плохо вооруженных и не обученных селян всегда ставили в самое жаркое место, под польские пули в качестве пушечного мяса.
Даже после смерти им было меньше почета, чем запорожцам. Когда отгремели последние выстрелы Берестецкой битвы 1651 года, где восставшие украинцы потерпели поражение, настало время для того, чтобы похоронить умерших. Казацкие могилы тогда рыли отдельно от крестьянских. Атаманы и есаулы не хотели, чтобы их погибшие товарищи лежали вместе с "быдлом".

Даже лучший из запорожцев - гетман Богдан Хмельницкий не вышел за пределы отношения к крестьянству, обычного для своего времени. После своих неудач он расплачивался с поляками обещаниями вернуть беглых холопов их хозяевам. Конечно, он ведь и сам был украинским шляхтичем, пусть и православным, и знал, кто на самом деле кормит помещика.

Тем более, в худшую сторону отличалась казацкая старшина. Многие представители верхушки реестровых казаков сами фактически были землевладельцами, пусть и без дворянского звания. В нарушение законов Речи Посполитой они имели собственных холопов, получали от них оброк и заставляли исполнять барщину. Попытки легализовать свое положение, приравнять собственный статус к шляхетскому и вызывали многочисленные казачьи восстания XVII века.
В ходе освободительной войны Хмельницкого Левобережье было очищено польских панов, но уже вскоре их место заняли свои, родные - запорожские казачки. Уже универсалы первых гетманов под властью Москвы говорят об установлении "обычных повинностей".

Но принадлежность к православному миру не делало казаков лучше. Из защитников крестьянства от католического ярма они мигом стали его угнетателями, причем были хозяевами, хуже всех других. Посмотрев, как живут селяне формально автономной Гетманщины, царь Петр был вынужден писать Мазепе "смотреть прилежно и накрепко, дабы от полковников и полковой старшины и от сотников казакам и посполитому народу отнюдь ни в чем никакой тягости и обид не было".
https://zen.yandex.ru/media/id/5bc4c6383d6fca00abb0c389/kak-zaporojskie-kazaki-otnosilis-k-ukraincam-5c95d98e6fdaa11196135cec
Tags: забытая перемога, история перемог, украинство - это
Subscribe

promo peremogi march 15, 2018 11:45 46
Buy for 400 tokens
В комментариях к посту " Почему вы не хотите любить украинцев?" проскочила интересная мысль: "Украинофобия" - здоровая реакция на ресентимент. В результате сделан ещё один шаг в теории перемог. В дополнение к темам " Украинство как антисистема" и "…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments