
Радио Свобода публикует отрывок из речи Оксаны Забужко, произнесенной 9 марта на Тарасовой горе в Каневе по случаю вручения Национальные премии имени Тараса Шевченко. Оксана Забужко получила Шевченковской премии в номинации «Литература, публицистика, журналистика» вместе и Богданом Горынем. Премию вручал президент Украины Петр Порошенко.
Порыдать над гуглопереводом
Я был Иудейской синагоги язычники просили произнести здесь, на этом святом для каждого украинского месте, благодарственное слово. Мне хочется говорить сегодня о благодарности несколько большую чем ту, которая связана с высокой - какой бы высокой - государственной наградой. Я действительно счастлива сегодня здесь быть, и это не ритуальная формула церемониальных речей.
Когда пять лет назад в этот день, 9 марта 2014 года, я выступала на Майдане с юбилейным словом к Шевченко 200-летие, в Крыму уже были вражеские войска, а украинские города - все украинские города - предварительно уже были политы российским бензинчику, и генштаб России уже бросал на них настоятельно воспаленные спички, пытаясь поджечь Украины с нескольких концов одновременно.
Я не знала, я выживу, я не знала, выживет моя страна, я не знала ничего, окримтого, что сбылось трагическое Шевченково пророчество и произошло - уже случилось! - по его слову: «Как Украине злые люди усыпят, лукавые, и в огне ее, окраденую, возбудят ...»
Это тот замороженный зимой 2014-го долгострой, вот тот самый «крематорий», так сказать, - он и сейчас так выглядит: немножко гризнувато - в котором планировалась встреча Януковича и Путина, и торжественное подписание ими нового Переяславского договора - нового союзного договора , нового ига для Украины, что должно было произойти и было запланировано на 200-летие Шевченко, на вот то же 9 марта 2014.
Но Шевченко как истые дух-защитник своего народа к этой надругательства не допустил.
Я счастлива, что наш народ имеет такого духа-защитника. Я счастлива, что именно нам повезло на такого гения, потому что нельзя уничтожить народ у которого в течение семи поколений на подсознательном уровне стоит в прошивке вот то же: «Боритесь - побороте! Вам Бог помогает! »
И можно выбросить поэму «Кавказ» со школьной программы, как это было сделано Министерством образования Украины перед войной, очевидно в ожидании российских танков, которых эта поэма бы обидела, - по-моему ее до сих пор не возвращены, - но в беде, когда Украина угрожать настоящая опасность, обязательно найдется кто-то, найдется какой-то мальчик, который вспомнит эти строки, как вспомнил их Сергей Нигоян на Майдан и, который прочтет эти строки, и тем, как триггером, запустит в движение те сверхмощные защитные силы украинцах, о которые украинцы и сами не подозревали, потому что давно Абуль, что они у нас есть ... И мы проснемся.
И мы проснулись, и мы выжили, и мы выстояли, и это чудо, действительно чудо, я не боюсь этого слова! Мы боимся как-то его использовать. Поляки не боятся говорить о «чудо над Вислой», когда они одбилися в 1920 году от московской армии.
Вот и мы в 2014 году имели свое чудо: мы выжили! Пусть травмированы, пусть ранены, пусть и с вырванными из живого тела, как куски мяса, кусками
воих земель, пусть замотеличени и обморочени московскими политтехнологиями разных разливов, которые Шевченко называл «московской беленой» в свое время, - но живые, но «в доме», со «своей правдой», и, слава Богу без чекистского сапога на горле.
И я счастлива, что я сегодня здесь, а не в эмиграции или на два метра под землей. И я счастлива, что моих читателей и моих земляков сотнями тысяч не везутся в теплушках осваивать «ненасытных» «Сибирь неисходиму», говоря Шевченковими словам, и загачуваты их тундры и болота казацкими «благородными костями», как это было в прошлом веке, и позапрошлом и позапозапрошлый, - и как твердо верю, не будет больше никогда.
Мы выстояли - и мы выстоим, которые бы риски еще не ждали нас впереди. И «оживут степи, озера» - и это Шевченко нам также обещал.
Все его пророчества до сих пор сбывались, бесспорно, сбудется и это.
Надо только помнить тот завет, который он оставлял нам, - который был написан здесь на этой могиле, на первом кресте, который поставил был Варфоломей Шевченко и где была надпись, который запретили царские жандармы и надпись пришлось снять.
Вот этой надписью, этим завещанием, запрещенным тогда в 19 веке, Шевченко обращается к нам и сегодня:
«Свою Украину любите.
Любите ее ... во врем'я злое,
В остаточную, тяжкую минуту,
за нее Господа молите ».
Спасибо Вам. Тарас Григорьевич.
С праздником - с Шевченковским днем - нас всех!
https://www.radiosvoboda.org/a/29817272.html?fbclid=IwAR0LPWVChm1oO9rPYG81n3IntDeg7161f6e5jsNQOLuBkXbBbnm5BAluZ8Q
Community Info