beholder1777 (beholder1777) wrote in peremogi,
beholder1777
beholder1777
peremogi

Categories:

Везучий СБ и абсолютно невезучий хорват

Всю жизнь потом он глубоко страдал из-за этих перчаток!
Честно признаюсь, мне этого налетчика даже иногда жалко...
В. Пикуль, Пером и шпагой

У peremogi в Везучий танк
В июле 1942 года задачи ПВО побережья Азовского моря были возложены Люфтваффе на хорватскую истребительную эскадрилью 15.(kroat.), базирующуюся на аэродроме Мариуполь.

Около 09:30 по московскому времени одиночный СБ, хвостовой №304, пошёл на старт. На свой аэродром он вернулся буквально изрешеченным гауптманом (сотником) Zlatko Stipčić.


Бравый, лихой и при этом абсолютно невезучий ас, гауптман Златко Стипчич против обычного экипажа из 1-й эскадрильи 367-го СБАП.

Хорватский лётчик преследуя советский самолет на протяжении 60 км, проявил настойчивость, проведя 6 или 7 атак, а также показал серьёзную стрелковую подготовку.

По советским данным, в самолете было более 100 пробоин. Была пробита гидросистема шасси, перебиты троса, отбит триммер руля поворота, пробиты масляные и бензобаки и прострелен правый мотор, при этом оказались легко ранены два члена экипажа.



Для большей безопасности полёт проходил на высоте 7000 метров, которая была крайне редкой в реалиях советско-германского фронта, однако в этот раз предпринятые меры предосторожности пропали зря. На перехват разведчика стартовал одиночный «Мессершмитт», который пилотировал опытнейший лётчик гауптман Златко Стипчич (Zlatko Stipčić), на счету которого уже было пять личных побед.

К сожалению, нет информации, на новом «Густаве» или на старом «Эмиле» летел хорватский лётчик, однако для любого из них догнать старый СБ не составляло проблемы, что и произошло. Экипаж советского разведчика, занятый наблюдением за целями на земле, судя по всему, не подозревал об опасности и заметил перехватчик буквально в последний момент, когда хорват уже заходил в атаку.



Согласно лаконичной записи в немецких документах, 9 июля 1942 года гауптман Стипчич в 09:40 по берлинскому времени в районе Ейска сбил «SB-3», при этом его самолёт повреждений не получил.

Это был долгий и напряжённый поединок: расстояние от Мариуполя до Ейска — 60 км, и бой продолжался примерно 10–15 минут. Хорватский лётчик проявил настойчивость, проведя 6–7 атак, а также показал серьёзную стрелковую подготовку. По советским данным, он буквально изрешетил СБ, добившись около 100 попаданий. То, что бомбардировщик не загорелся и не потерял управление — однозначно везение.



Маршрут экипажа СБ от Абинской через Ейск к Мариуполю и обратно (красная линия) и его перехват «Мессершмиттом» Стипчича (чёрная линия). Крестиками отмечены места «падения» самолётов по докладам «победителей».

Экипажу СБ в фактически безвыходной ситуации удалось отбиться и вернуться на свой аэродром, хотя посадка была произведена на брюхо, а впоследствии самолёт пришлось уничтожить при отступлении. Заслуживают уважения и хладнокровные действия стрелка-радиста, дважды устранившего неисправность пулемёта, и мужество и профессиональные действия молодого пилота, вчерашнего выпускника училища, который 200 километров вёл избитый самолёт с одним мотором и смог выполнить успешную посадку.

Фактически бой не выявил победителя. И хорват, и советский экипаж были достойны друг друга. Действуя упорно и хладнокровно, обе стороны тем не менее завысили свои достижения. Хорватский ас понадеялся на то, что советский бомбардировщик с выбитым мотором после 15 минут преследования всё же упадёт, но «сбитый» СБ проковылял на одном моторе до аэродрома Абинская ещё 200 км.



Слева направо экипаж бомбардировщика СБ 367-го СБАП: лётчик сержант Фёдор Сергеевич Чесноков (на послевоенном фото в звании майора), штурман младший лейтенант Григорий Яковлевич Токаленко (на послевоенном фото в звании капитана), стрелок-радист начальник связи эскадрильи младший лейтенант Сергей Васильевич Дурнов (на послевоенном фото в звании старшего лейтенанта).



Примечательно, что весь якобы "сбитый" невезучим кроатом экипаж СБ ещё долго служил в ВВС СССР во время и после войны.

Судьба хорватского гауптмана сложилась иначе: сотника Златко Стипчич в мае 1945 года изловила народно-освободительная армия НОАЮ и после недолгого выяснения отношений он был повешен в Югославии как военный преступник.

Мда.
Tags: агрессор обиделся, звыряче побыття, знаете ли вы шо, ланцюг реінкарнацій, не всё так однозначно, несостоявшаяся перемога
Subscribe
promo peremogi февраль 23, 14:44 12
Buy for 400 tokens
Пишет Аноним: - Вам всё равно не удастся вырастить ничего стоящего без дерьма из нашего коллектора. - О. Но вот же наши поля, посмотрите, отличная земля, удачно, компактно расположены, посадки для снегозадержания в пристойном состоянии - ну, мы, конечно, кое-что подновим ещё, подсадим, -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

BestThe Chief

February 6 2019, 15:25:31 UTC 7 months ago

  • New comment