hullam_del_ray (hullam_del_ray) wrote in peremogi,
hullam_del_ray
hullam_del_ray
peremogi

Плач, зубовный скрежет и влажные мрии - как встречает год Свиньи українська письменниця Забужко.

Украинцы просидели 20-й век за "железным занавесом"

(Гуглоперевод с соловьиной)

Выбираясь на "богемный рапсодию", я, конечно, знала, что кино будет не артхаузное, а "народное" (каким же еще может быть байопик о кумире миллионов?), Но все же не представляла, какой это интересный опыт - оказаться среди публики, чью модель поведения сформировал не театр, а стадион: публики, привыкшей комментировать зрелище во весь голос и с максимальной искренностью. При других обстоятельствах от такого можно было бы и на потолок полезть, но в этом случае, считаю, мне повезло - я получила "двойное шоу": помимо "караоке на экране" (так как "Богемная рапсодия" - это, собственно, не как мюзикл) - еще и провербиальне "наблюдение за наблюдателем", - пишет Оксана Забужко для DW . - И вот тут-то меня и ждала парочка оглушительных в своей очевидности открытий, которыми,

Открытие первых: выяснилось, что "Квин" у нас не очень-то и знают. Аккурат в тех местах, где, по замыслу авторов фильма, надо было подпевать (попробуй воздержись, когда тебе с экрана целая Таймс-сквер ревет "We will, we will rock you»!), Комментирующий элемент в зале завороженно занишкав - все эти хиты 20-го века явно были для них если и не совсем незнакомыми, то по крайней мере точно не принадлежащими к активной памяти.

Уж, горько думала я, это не Цой, не «Батяня комбат" и не "Ах, какая женщина", и под что там еще вырастало наше "потерянное поколение" эпохи "мягкой русификации", читай - безбрежного паношення московских продюсеров в Украинский эфирах, что за те сутки Украины еще до-о-олго придется расплачиваться: еще и после того, как мы победим и Россия (или что там от нее останется) выплатит причитающиеся нам репарации и контрибуции ...
Штука, однако, в том, - и это было мое второе неприятное открытие, или, скорее, осознание очевидного - что и о моем, возросшее в 1970-80-е поколение никак нельзя сказать, будто мы "вырастали под" Queen ", - дудки, не дури сами себя: жертвы" железного занавеса ", мы, в массе своей, вырастали под единодозволений эрзац-заменитель неприступного нам западного оригинала - под" русский рок ", под Гребенщикова," Машину времени "и ДДТ, а правдивых музыкальных фанов - владельцев нелегальных концертных записей и фарцових пластинок.

Да еще и англоязычный вменяемых настолько, чтобы понимать текст (так в хорошем старом роковые текст же весит, егежбонькы, и "24 года жить по соседству с Элис, ожидая возможности ей сказать" - это НЕ ТО ЖЕ, что "а мы с такими рожами возьмем да и припремся к Элис ", и украинским группам, которые сейчас предпочитают петь российский кавер, а не мешало бы понимать," какая разница, на каком языком ", - почему в" Smokie "это песня о любви, а в Башакова о п ' пьянку ...), - таких фанов и в моем поколении была, признаем честно, жалкая меньшинство.

(На финальных титрах "Рапсодии" мы все, сколько нас сидело в зале, как раз себя взамен и увидели: с полдюжины пар на весь зал - те, кто не двинулся к выходу, а задержался, пока демонстрировалась кинохроника с "настоящими" "Квин" : социологически выборка, может, и не самая точная, зато наглядная!). Однако главным, а заодно и самым драматическим моим открытием стало все же остальное - и тут уже нужен короткий пояснительный отступление.

"Богемная рапсодия", хоть и заявлена ​​"драмой", сюжетно построена, собственно, как "история одного шоу" - легендарного триумфа "Queen" на "Live Aid". Подчеркиваю, не просто "на стадионе Уэмбли", как пишут в сети украинские фаны, которые нетронутой проволокли на себе "железный занавес" с 1980-х в 2010-е, не догадываясь, что за ней скрывалось что-то такое, чего нам знать было "не положено", - а именно на "Live Aid", вот так и произносит: Лайв-Эйд, что можно перевести как "помощь в прямом эфире" или "гуманитарка вживую" - кому как больше нравится, а я бы сказала " гуманитарный Майдан ", потому что таким он и был - и, без преувеличения, всепланетную: грандиозный благотворительный концерт-аукцион, в котором приняла участие практически вся" сме танка "

Смотрели, радовались, умилялись, пели перед экранами вслух вместе со своими кумирами - и тут же, втерши катарсический слезу, перечисляли свою лепту в общую складки: "Live Aid" проводился - внимание! - на помощь жертвам голода в Эфиопии. Потому что (и это как раз то, чего нам "не учили в школе") 1984-86-й годы в истории этой "второй христианской страны мира", которая тогда, под чутким руководством Советского Союза и товарища Менгисту Хайле Мариама, была порвала с проклятым прошлым и стала на путь строительства социализма (да, я еще помню язык передовиц газеты "Правда", а также Цемка этого Менгисту с Брежневым помню!), были тем же, чем в нашей истории были 1932-33-й - с той разницей, что о трагедии плюндрованои "красным голодом" Эритрее знал весь мир - и пытался помочь.
И не знаем до сих пор, вот в чем штука. Те уроки как собственной, так и мировой истории 20-го века, которые украинцы, не по своей вине, пропустили, сидя в подсоветской информационной изоляции за "железным занавесом", так и не пройден нами за годы независимости "по ускоренной программе". И теперь в международном диалоге любого уровня мы то и дело оказываемся в роли школьника, который, проболев учебный год, присоединяется к одноклассникам только перед экзаменами - и лихорадочно старается заучить наизусть ответы на контрольные вопросы, ни в зуб не понимая, откуда те ответы берутся ...

***

Сидя на "богемный рапсодии", какой-то момент я просто физически почувствовала, как фильм проваливается в «дыру» в сознании зала, как колесо автомобиля в яму: почему, собственно, для фильмового Фредди Меркьюри так насущно-важно попасть на "Live Aid ", зачем эти мольбы, уговоры, для такого гордеца - почти-унижения, - всего этого авторы фильма« своей »публике (1,9 миллиардам землян) разжевывать, конечно, не нуждались, - а вот украинский зал с этого места" подвисает ".

И высокий слезоточивый пафос финальной сцены с выступлением "Queen" (которым действительно удалось тогда на Уэмбли "монетизировать" себя успешно, собрав за 20 минут более 30000000 фунтов!) - соответственно тоже к нашему зрителю "недолет": расчет там "интерактив" на то, что публика в зале психологически "сольется" с публикой на экране, эмоционально заново переживет, через кинореконструкцию, то всемирный "майдан" 33-летней давности, только на этот раз "дети" присоединятся к "отцов", то есть это классический " фильм для семейного просмотра "(кульминацией здесь задумано коллективное раскачивания стадиона под "We are the Champions": это уже гремит победа не "Квин".

А сказать, всего прогрессивного человечества - над голодом, над нищетой, над болезнями, над войнами, ура, люди, смотрите, что мы все вместе можем! ..), - но целая эта, старательно выставлена, смысловая конструкция украинскому зрителю с " дырой "в голове на месте эфиопского голоду не говорит совершенно ничего концерт и концерт, то там про Африку ... и это уже вдвойне обидно. Потому крайней мере в этом случае все могло (и должно!) Быть иначе.

Дело в том, что новая украинская культура, как ее старались тех же года "мягкой русификации" загонять "под шконку", все-таки все эти годы сложа руки не сидела и кое-что для душевного исцеления украинского общества понемногу делала, - то , что может самостоятельно делать культура без "государственного крыши" (или с очень сильно "протекающей" ...). В частности, в этом случае, чтобы сполна (наряду со всем "клубом Золотого миллиарда"!) Отчитать месседж "богемный рапсодии", украинской публике, теоретически, достаточно было бы вовремя прочитать издан два года назад роман Сергея Сингаивского "Дорога на Асмара".

(Автор служил в Эфиопии 1980-х военным переводчиком, и его роман - это не только политический детектив в традиции Грэма Грина, но и, возможно, единственный в мировой литературе великий эпос о том голод - искусственный Голодомор-2 по сталинскому образцу, как с ужасом открывает главный герой) - прочитать так, как этот роман заслуживает и как вообще читаются резонансные книги в самостоятельных странах с развитой культурной инфраструктурой, то есть того же "Золотого миллиарда" (звучат по радио, обсуждаются на телевизионных ток-шоу, цитируются в политических дискуссий х - и тем постоянно "подстраивают" поле национальных смыслов).

Есть в романе Сингаивского, кстати, и "Live Aid" - и вкусный эпизод с доносами в КГБ на тех советских военнослужащих, в Эфиопии возмущались отсутствием трансляции дома, "в Союзе»: так хорошая книга "сшивает" не только расторгнут в любое время, но и искусственно разделен пространство, сносит читателю в сознании, ретроспективой, "железный занавес", составляя мир, как пазл, вместе в целостную 3D-картину ( "а вот как было в это время с другой стороны»), - словом, здесь просто идеальный пример того, как публика, в случае если бы знала "свое", была бы несравненно лучше подготовлена к спр нятия "чужого", и именно поэтому такой процесс и называется у людей "культурным обменом » ...

Казалось бы, все составляющие на месте - вот, прямо к столу, роскошный "свой" роман на близькодотичну тему, вот "чужой" фильм, который смотрят и обсуждают в десятках стран, - а дальше должно происходить химическая реакция, в результате которой у общества "прирастает знание", что-то меняется в картине мира, пересматривается собственное прошлое, переставляются в головах мебель, щелкают клеммы, вспыхивают искры - и все это вместе и называется "культурой", именно так она и работает ... Но нет - никакой реакции не происходит. И даже моды на "Квин" (которую "Рапсодия" уже восстановила в ряде стран!) Среди украинской молодежи не возникло (сужу по тому, что звучит на нашей улице из общежитий гостиничного колледжа и "университета Поплавского"): не в коня корм ...

Не знаю, была в зале того ТРЦ еще хоть один человек (кроме нас с мужем), которая читала "Дорогу на Асмара": об этом романе я вспоминала уже не раз, потому что меня не шуткой задело, как же так, потенциально " бомбезно "книга за целый год после выхода не только не разлетелась стотысячный тиражом (а могла бы!), но даже не попала в поле зрения нашей, пусть которой уже не являются, но все-таки не совсем же непрофессиональной критики.
Причины специалисты мне называли разные: нишевое издательство, отсутствие продвижения, отсутствие в магазинах (и до сих пор эту книгу, хотя она постепенно и приобретает себе читательское признание, купить можно только через интернет-магазины) и т.д., - но главная беда, боюсь, все- таки в том, что в условиях прогрессирующего "обезглуждження" информационного пространства большинство украинский просто перестала понимать, для чего вообще нужно читать книги - не для отдыха, не для получения новой информации, и даже не для интеллектуальной гимнастики (все это при желании можн В принципе получить и из других источников!) - а для добавления к чужому опыту, который поможет тебе находить ответы на "контрольные вопросы" твоей собственной жизни.

И если в стране нет критической массы людей, которые "умеют" читать именно с такой целью, такая страна, какими бы економпоказникамы размахивала, всегда будет "страной третьего мира".

Ирония судьбы заключается в том, что эти невеселые открытия застали меня сейчас после того, как я вернулась из выступления в Брюсселе, в тамошнем BOZAR, где начали программу "центрально литературы", назвав нас всех, с молодыми включительно, "авторами из-за железной занавеса ". В кулуарах я горячо убеждала организаторов, что пора избавляться этой архаичной лексики: "железного занавеса" давно нет, выросло новое поколение, все мы читаем те же книги, смотрим те же фильмы, ну и так далее - такой монолог каждый может составить себе сам, как игрушку "Лего", из набора наиболее употребляемых фраз в украинском блогах ...

Так вот, должен признать BOZAR прав. "Железный занавес" существует и дальше. И продолжать застуваты нам мир, старая и ржавая, - пока не займемся, целенаправленно и последовательно, ее демонтажем.
https://www.obozrevatel.com/society/ukraintsi-prosidili-20-te-stolittya-za-zaliznoyu-zavisoyu.htm
Tags: Россия должна, аберрация сознания, переможная интоксикация, страна 404, тронный зал института мозга, тільки ми, украинство - это
Subscribe
promo peremogi february 24, 2018 18:19 35
Buy for 400 tokens
Немного лирики в комментарии Анонимуса к посту " Не прошло и четыре года...". Как дополнение к посту " РФ - не Россия, потому что Россия должна". == Ах, Россия забыла про вас. Ну какое огорчение просто. Плохая какая Россия. Она большая, сильная, здоровая, во какая, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →