Telle (comtelle) wrote in peremogi,
Telle
comtelle
peremogi

Древнейшие украинские имена

Сразу оговорюсь, что чтение сего опуса потребует соблюдения ТБ, поэтому чай-кофе не предлагаю, но прошу набраться терпения и дочитать многобукоффное творение. Боюсь, узнаете много нового.

Тема нашего разговора – “Родное имя. Родная вера... родные они нам?”. Тема очень не простая. И потребность в ней – огромная.

Однажды я была свидетелем одной речевой ситуации. Встречаются двое, знакомятся:

– Меня зовут Николаем. А тебя?
– А я – Орияна.
– Как-как?
– Орияна.
– О! Такого имени еще не слышал. А по-какому это?..

В разговоре, как это не парадоксально звучит, юношу удивило не понятное (на первый взгляд) имя, хотя именно оно (Орияна) является украинским.
К сожалению, чаще случается другая, еще худшая ситуация: человек проживет всю жизнь и ни разу не задумается и так и не узнает, почему его так назвали, что означает его имя, родное ли оно. А если и спросить детей: “Какие вы знаете украинские имена?”, то называют: Галя, Иван, Андрей, Наташа, Николай, Оксана... После возражения начинают называть другие: Гавриил, Кирилл, Аграфена, Приска, Фрося, Кондрат, Христя, Евдокия... Ну, вы поняли: то есть в нас заложено такое себе подсознательное понятие, что все эти древние (а в чьем-то понимании – некрасивые) деревенские имена – украинские.

И это в какой-то мере да, ибо названы имена, хоть некоторые и не наши, давно уже вышли из обихода у других народов, однако в Украине долго еще использовались. Но кто их использовал? В том-то и дело, что их нам навязывали служители церкви.телями этих не всем красивых имен становились бедняки, которые не имели что дать священнику, чтобы он выбрал их детям красивее имя.
И никто и не задумывался, какое отношение чужой дяденька или тетенька имеет к украинскому младенца, то имя означает, какой народ его создал и зачем случайным именем награждать, а нередко и клеймить человека на всю жизнь.


Именно на запись (имя), хочу обратить внимание. Почему? Потому что очень часто бывают случаи, когда записанное имя расходится с общепринятым. Нередко это случается из-за незнания грамматики или особенностей написания имен и фамилий в соответствии с правилами современного украинского словоупотребления. Или же родители настаивают именно на такой форме, а не другой, не зная, что их вариант имя не совсем неправильное. Именно поэтому случаются недоразумения с владельцем паспорта или свидетельства о рождении.Например, через влияние московинського языка с коммунистических времен до сих пор сохранилось немало фамилий вроде: Савiцкий, Комарнiцкий (никого конкретного не имею в виду) вместо Савицький, Комарницький; имя Алена Савічна вместо Олена Савiвна. То есть по несколько ошибок в одном аккаунте.

Ой, сколько же их, подобных, среди нас! Скольким из нас, украинцев, с испокон веков украинской фамилией, она была искажена метриками и паспортами! Гасіч, Зваріч, Максімчук, Тімчук, Савіцкий, Тімощук, Літвінчук и так далее, и тому подобные. Украинский же правописание и произношение требуют записи: Гасич, Зварич, Максимчук, Тимчук, Савицький, Тимощук, Литвинчук. И всю жизнь носитель такой записи имени или фамилии будет страдать, будет испытывать неудобства, стесняться, будет вынужден писать, как в паспорте.

Атрофия сознания привела нас к плачевному состоянию. Нам безразлично, что на родной земле царит язык наших поработителей: так называемая “русская”. “Так называемая” – потому что царь Петр украл у Руси (Киевской!) название для Московии и ее языка, а Западу заплатил золотом, чтобы переименовали Московию в “Россию” на всех картах, в документах и книгах. Для чего? Чтобы присвоить нашу историю, нашу славу и чувствовать себя “старшим братом”, хотя исторически именно древние украинцы (укры, ории, арии, скиты...) были родоначальниками многих народов, а древняя украинская речь дала начало индо-европейским языкам.И это уже доказали многие историки мира. Московинський язык и до сих пор властвует в Украине. И в этом ее владельцы хитрее и мудрее нас. Ибо еще древние говорили: “Чей язык, того и государство”. Следствие красноречивей от комментариев: война – там, где звучит московинська......

Нам безразлично, что праздники – чужеверны (да мы и не знаем того, что имена – греческие, латинские, еврейские... какие угодно, но не украинские! Если редко встречаются Ярослава, Гордей, Мирослав, Ростислав, то о наших давних и таких красивых, понятных без перевода именах: Величко, Бажан, Ярош, Орий, Соловей, Дарья, Любава, Добролюба, Калина, Ждана, Орияна, Росава – мы и не слышали.

Пусть уже ранее веками все украинское запрещали, но сейчас мы вроде бы независимы. Как видим, и ныне зависимые. Ибо все это чуждое настолько въелось в нас, что мы и не задумываемся, как и что празднуем, что носим, чьих “святых” прославляем, на каком языке разговариваем. Иногда имя имеет такое значение, что стыдно переводить, а мы еще и гордимся им, потому – иноязычное.

Что фамилии омосковщены, да еще и с ошибками записаны, мы и не задумываемся, не собираемся исправлять и так и носим их всю жизнь, еще и передаем этот порок по наследству детям, внукам, правнукам. Особого издевательства претерпели украинские собственные названия в советские времена. Напр., немало фамилий из тех или других причин омосковилися: Петров стал Петровым, Волк – Волком или Волковым, Гордиев – Гордеевым, Колесник – Колєсніком...

От украинского корня или суффикса можно было столько узнать! В них – целая история нашего народа! А со сменой 1 – 2 буквы в фамилии исчезало понимание его значения. Этого и надо было имперской власти: простонародье не понимает – не рассуждает – молчит... А из такого можно и цепы вязать, и что угодно делать.

Иногда меня спрашивают: “Как же вы знаете, которое имя украинское, а какое чужое?”. Действительно, как их отличать? Лет 20 назад я имела в своей педагогической практике такой случай. В классе – 24 ученика. Среди них лишь один ребенок имел украинское имя: Ярослава. О том, что оно украинское, никто и не задумывался: в советские времена о родном не говорили.

Немало настоящих патриотов Украины пытались возродить, сохранить и использовать родные, украинские, имена. Напр., знаменитая “Русская троица”: кружок, который организовал будитель нации Маркиян Шашкевич в первой половине XIX возраста.

Все кружковцы с целью возрождения русской народной словесности выбрали себе имена, которые долгое время были запрещены и уже почти вышли из обихода, как то: Руслан, Далибор, Велимир, Ярослав, Мирослав, Богдан, Ростислав, Володарь, Всеволод... выбранные кружковцами имена вызывали таким образом изрядную агрессию со стороны власти.
Верны родным именам-композитам, русланці (русины) практиковали предоставление своим детям княжеских, то есть древних, имен.
Кроме кружковцев, их примеру последовали и другие сознательные патриоты Галичины.

За последние полвека наука сделала попытки дешифровки слов-имен. Но это лишь попытки. До этого времени неясны, например, еще такие наименования, как скифы, фракийцы, геты, киммерийцы, алазоны, невры, кгуни... Загадку представляют собой и имена людей. Скажем, такие как Владимир, Василий (Василий), Борис, Сидор, Варвара, Пелагея (Палажка), Прасковья (Параска), Ульяна (Уля) и др.

К сожалению, словари отсылают нас к названиям и мифам греческим и римским, хотя именно древние греки и римляне заимствовали их у наших предков. Ведь во времена высокой цивилизации трипольской археологической культуры (III тыс. к н.е.) Греции и Рима еще не было и в помине. Кратко расскажу в той мере, в какой удалось это исследовать, об истории возникновения некоторых имен.

Сидор. Древнегреческое Исидор – переводилось как «дар Исиды (Изиды)». Миф, который сохранился, рассказывает, что египетская богиня материнства, сестра и жена Осириса Исида пожалела голодных пастушков и послала им сытный завтрак. Это и был Исидор – дар Исиды.
Греческому происхождению имени Сидор противоречат следующие обстоятельства. Миф относится к III тыс. к н.е. Греки появились на Балканском полуострове на тысячу лет позже, а культуру, мифы и элементы лингвистики позаимствовали у своих предшественников, которых называли лелегами.Благодаря дешифровке трипольской письменности, установлено, что население трипольской археологической культуры (III тыс. к н. есть.) было пеласгами-лелегами, предшественниками и предками Руси на Днепре и предшественниками греков на Балканском полуострове. Пеласги-трипольцы поддерживали непосредственные культурные связи с Египтом, имели большие протогорода, развитые металлургию, астрономию и письменность с первым в мире буквенно-звуковым алфавитом, который передали фракийцям, а последние – грекам. Миф об имени Сидор и само имя также было передано грекам пеласгами.Это подтверждается тем, что следы мифа, забытые в Греции, хорошо сохранились в нашем народе. И в наши дни колхозные пастухи, собираясь на пастбище, говорят друг другу: «А сидора взял?» Это означает: взял ли ты завтрак пастуха?

Пелагея (Палажка). В начале 60-х годов, во время моей работы как одного из авторов первого издания «Украинской советской энциклопедии», академик И.Г.Пидопличко как-то заметил, что, по его мнению, имя Пелагея означает «пеласгська женщина», то есть «женщина и племени пеласгов». Позднее, когда благодаря исследованиям киевского ученого М.Из.Суслопарова стало известно, что население трипольской археологической культуры было пеласгами – предшественниками и предками русичей, до пеласгов в ученом мире возник особый интерес. Пелагея – это уменьшенное от Пелагея. Имя состоит из двух частей: Пэла и Ген.Известный отечественный языковед и историк А. Партицкий установил, что первая часть имени Пэла – указывает на принадлежность к племени пеласгов. Друга – Гея (Гео) – означает «земля». Как известно, в культе природы (Вселенной) у пеласгов символом земли был образ женщины-матери. Итак, имя Пелагея означает земля-мать пеласгов (трипольцев). Это – Берегиня киевских летописей, почитаемая в народе богиня. Сельские вышивальщицы сей день изображают ее на полотенцах в виде символа Прадерева Мира – земли и галактики.

Варвара. Имя Варвара на западе произносится как Барвара, что означает «иностранка». Иностранцы – гречески барбары (βαρβαροι), на латыни – bаrbаrі. В переносном значении варвары – это грубые, жестокие люди. Такое имя, а с ним представление о чужестранцев, выработалось еще в общих предшественников эллинов – пеласгов-лелегів в междуречье Днепра – Дуная и на Балканах. их племена заселяли также Крит и острова Егеїди до появления эллинов. Пеласги были поклонниками астрального культа природы (Вселенной).их главные божества: триада Лада, Заря (Венера) и Артемида (большая богиня Луны) – управляли космической водой, генетическими процессами и ночным отдыхом. В Вавилоне главным культом был жестокий культ бога солнца, которого называли Бар-Баром. Людей, предназначенных в жертву Бар-Бара, бросали внутрь раскаленного медного быка. Племена, что поклонялись гуманном культа, под угрозой истребления вынуждены были отходить из города Ура на север – в район Харрана (Малая Азия), на Балканы и в междуречье Днепра – Днестра – Дуная. Побывали там и вавилоняне.Благодаря этому и распространилась среди пеласгов название барбары по имени культа Бар-Бара. Позже она была передана эллинам и Руси, и считать ее по-гречески, как видим, нет оснований. Такие исторические картины рисуются при изучении слов варвары и Варвара – «иностранцы», «иностранка».

Лыбидь. Все мы хорошо знаем легенду о Кия, Щека и Хорива и сестру их Лыбедь – основатели княжеского Киева. Но что означает имя Лыбедь? Отметим, что, изучая мифическое имя (міфонім), надо знать данные мифологии соответствующего времени и народа и уметь . пользоваться ими. Некоторые ученые-языковеды считали, что арабское название Киева – Куяба состоит из двух слов: скифского Кий (Скит) и киммерийского (иберийского) – ба, что означает дитя. Поэтому Куяба означает «детище Кия; строение Кия» и датируется VII века. к н.е. Этот вывод основывается на морфологическом и лингвистическом анализе названия Куйаба.В создании названия города, а потому и самого Киева, приняли участие и скифы, и киммерийцы (срубная археологическая культура), а значит его основания надо датировать VII века. к н.е. Такая давность названия города, названного в честь легендарного Кия, подтверждается известными и авторитетными античными историками. В античных сообщениях говорится о подобную известной нам легенды о Кие, что относят события к VII века. к н.е. Сообщается, что Кий, друг Геракла, вернувшись из Колхиды, основал город и назвал его своим именем. Речь идет о городе Кіос, что и сейчас существует на территории Турции.Но некоторые исследователи (В. Партицкий и др.) считают, что именно в то время произошло переселение жителей Кіоса во главе с Кием на территории современного Киева.
Нашу лингвистически-этнографическую разведку мы посвящаем сестре легендарного Кия Лыбеди. Упоминания о Кие сделано, чтобы ориентировочно определить время действия персонажей легенды. Имя Лыбедь можно считать вполне киммерийским (VII вв. к н.е.), что состоит из двух слов: ала – «женщина» и ба – «дитя». Алаба означает «женщина-дитя», то есть «девица». За долгое время, прошедшее от киммерийцев до княжеского Киева, имя Алаба на Руси вступило формы Лыбидь.Эта гипотеза потверджується народной памятью. В устье реки Лыбеди есть Девич-гора. Она же называется Лыбидь-гора, или Лысая гора, потому что там за язычества происходили языческие праздники – купальские «соботки» в честь Купалы (Кубелі; Кибелы) и бога неба (См; Действий). Напротив Девич-горы – Бусова гора и Бусове поле, где был распят готами вождя антов Буса и 70 старейшин (375 г.). Выяснение древней семантики имени Лыбедь еще потребует исследований по исторической этнографии, мифологии и этимологии. Но и сейчас интересно рассмотреть некоторое фольклорно-лингвистический материал.Фольклор и лингвистика свидетельствуют, что в имени Лыбидь обобщаются какие-то красивые, высокие и добрые качества. На Украине сохранилось много слов с древним корнем -либ-. Напомним значение некоторых из них. 1. Либати – пастись с наслаждением по росистой траве или выбирать травы и растения, которые по вкусу. 2. Либати глазами – моргать (девушке). 3. Либавка – коза, которая собирающий и поедает вкусные верхушки улюблейих трав. Некоторые этнографы считали, что коза-тотем и предок украинского народа. В то же время она – атрибут Артемиды, фракийской и славянской Мендиди – великой богини Луны.Коза на Украине – ласкающий эпитет девушки. Мать говорит гостям: «А вот и наша коза с отцом». На санскрите коза – Аја (Аджа), – как нам известно, употребляется для обозначения и животные, и Месяца. Язычество Киевской Руси в основе своей мало люнарний культ. Главным божеством священной триады, как уже говорилось, был Месяц. О нем в частности говорилось: «Козел на поле басує с цапенятами». Таким образом, либавка-коза древнего фольклора это – не просто коза-животное, а еще и тотем народа и богиня Луны – Артемида – главное астральное божество на Среднем Днепре.Праздник рождения Месяца – Щедрый Вечер сей день (на протяжении тысячелетий) сопровождается вождением козы с соответствующими мистериями и ритуалами. 4. Либці – приманка из мяса для рыбалки. 5. Либити – брать, собирать что-то ценное, лучше. 6. Либка – сетка на шесте для сбора яблок. 7. Либак – рабочий, который собирает нефть с поверхности воды, или человек. что собирает сливки с молока. 8. Либець – старец, что просит (собирает) милостыню – попрошайничает. Видим, что корень -либ - определяет процесс собирания или накопления. 9.Либитись – улыбаться без явной причины, от подсознательного переполнения хорошими и приятными чувствами. Слова с корнем -либ - связаны с мифологическими представлениями. Эта короткая разведка показывает, что семантика имени Лыбидь – «девица» – вероятна. Это подтверждает и исследование названия одноименной реки Лыбеди в Киеве. Известно, что имена рек не давались людям или богам, а наоборот,– имена людей и богов становились названиями рек. Так возникли названия: Ганг, Пустая, Бористенес, Истр, Волхов и др. Происхождение славянских имен является интересной и убедительной аргументацией этногенеза и высокой культуры Древней Руси.Сохранилось их много. Понимание языческих имен дает возможность правильно читать средневековые киевские летописи, художественно-исторические произведения.

Игорь-Юрий. Имена эти, как и Всеволод, Владимир, Святослав, имели князья конца XII ст., принимавших участие в походе новгород-северского князя Игоря на половцев и стали героями «Слова о полку Игореве». Имена Игорь и Юрий связаны с сельским хозяйством и божеством весеннего Солнца. Для обоих имен было введено греческое христианский праздник Георгия. Имя Георгий происходит от греческого Георгос – «земледелец, пахарь, земледелец». Имена Игорь и Юрий символизировали Солнце, Дажьбога, который, по языческим мифам, подарил людям плуг и научил земледелия и бракосочетания.На Русь и далее на север, в Скандинавию, имя Игорь попало еще в эпоху тракийцев и киммерийцев и происходило от названия египетского божества Солнца – Гор (с префиксом).

Компиляция из источников:1, 2
Tags: аберрация сознания, древняя перемога, литературный франкенштейн, мовоперемога, наукова перемога, переможная интоксикация, украинство - это
Subscribe

promo peremogi март 15, 2018 11:45 45
Buy for 400 tokens
В комментариях к посту " Почему вы не хотите любить украинцев?" проскочила интересная мысль: "Украинофобия" - здоровая реакция на ресентимент. В результате сделан ещё один шаг в теории перемог. В дополнение к темам " Украинство как антисистема" и "…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 207 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →