Три месяца назад Кабмин одобрил национальную транспортную стратегию до 2030 года. Один из пунктов в планах правительства - создание в стране "умных дорог". О чем речь и реально ли реализовать подобные проекты в Украине? (Укр)
В мая 2018 года правительство одобрило «Национальную транспортную стратегию к 2030 году". Основные тезисы документа - 95% украинских дорог разбиты, 90% дорог не ремонтировались последние 30 лет, смертность на дорогах - самая высокая в Европе.
Кроме описания плачевного состояния инфраструктуры, документ содержит пункте "Умные дороги». Казалось бы, о которых умные дороги может идти речь в стране, пути которой разрушены почти на 100%?
Однако в Министерстве инфраструктуры к этому вопросу относятся серьезно и даже верят, что часть задуманного удастся реализовать.
В этом году в министерстве создали директорат цифровой инфраструктуры на транспорте, который занимается указанными проектами. Именно поэтому пункт о разумных дороги попал в "Национальную транспортную стратегию".
Деталей в стратегии немного, всего три пункта: система контроля трафика с использованием Big Data, строительство интеллектуальных дорог для беспилотного транспорта и Smart-road - пилотная дорога, генерирует электроэнергию.
Несмотря на скепсис критиков, министерство планирует реализовать один из пунктов к концу 2019 года. Какой именно, и когда начнется работа над двумя другими - далее.
Умная дорога. Что это и для чего
В мире термин "умная дорога" давно не новый, но каждый трактует его по-своему. Для кого-то такая дорога может обеспечивать водителя информацией, для других - светиться в темноте или подпитывать транспортное средство энергией.
ЭП поинтересовалась у представителей Министерства инфраструктуры, как они понимают понятие "умная дорога" и какими будут ее функции. Вот что они ответили.
"Умная дорога - это дорога, в которую ее разработчики и операторы вложили интеллект и последние достижения науки. Она должна обеспечивать безопасность, коммуникацию и комфорт", - рассказал советник министра инфраструктуры Виктор Загреба.
По его словам, на уровне обычного пользователя умная дорога должна помогать не допускать ошибок, принимать оптимальные маршрутные решения и иметь высокий уровень удовлетворения от пользование.
"На макроуровне умная дорожная сеть должна обеспечивать равномерное движение потоков, соблюдение правил участниками, уборка больших данных и онлайн-аналитики, оперативное перераспределение потоков", - добавляет Загреба.
В Министерстве инфраструктуры говорят, что Украина в течение пяти лет следует сконцентрироваться на первом уровне разумных дорог - на повышении их рационального планирования, проектирования и состояния содержания.
"Наши дороги часто нерациональные, опасные и непрогнозируемые - полная противоположность" умных ". В данном случае речь идет не о выбоины, а об ошибках в организации движения, конфликтные точки," черные точки "на трассах, отсутствуют или ненужные дорожные знаки", - заявил советник министра.
То есть первый шаг на пути к "умных дорог" - сделать их рациональными.
первый шаг
В Украине стартовала цифровая инвентаризация дорожного хозяйства. "Начинать надо с изучения того, что у нас есть", - говорит собеседник в министерстве.
По его словам, в 2018 году научный институт имени Шульгина на заказ "Укравтодора" завершает оцифровки дорог государственного значения. В результате будет создана GIS-база каждой дороги с каждым объектом на ней. Большинство этих данных планируется сделать публичными.
"В ближайшие два месяца закончим работу над стратегией. Создадим Action plan по всем направлениям, включая разумные дороги", - говорит руководитель директората стратегического планирования и координации Мининфраструктуры Виталий Кондратов.
Все наработки планируется реализовать поэтапно за три-четыре года.
"Это первый шаг к разумным дорог. И смех, и грех, но оказалось, что в Киеве никто не знает, сколько в городе нерегулируемых пешеходных переходов. Сколько знаков на дорогах - тоже загадка", - рассказывает источник в министерстве.
Weight-in-motion
Один из проектов, по системе контроля трафика, планируется реализовать до конца 2019 года. Государственное агентство автодорог объявило тендер на проектирование, поставка и монтаж первых шести площадок взвешивания в движении на дорогах вокруг Киева.
Десять Weight-in-motion-комплексов выявлять среди потока перегружены автомобили и передавать информацию инспекторам "Укртрансбезпекы" на мобильные пункты контроля. Локаций будет шесть. На четырех измерения будет осуществляться в двух направлениях, на двоих - только в одном направлении, в сторону Киева.
Получив информацию, инспекторы будут останавливать авто и взвешивать его. В случае подтверждения нарушения будут его документировать и штрафовать водителя. Комплексы установят на подъездах к Киеву, на трассах Киев - Ковель, Киев - Чоп, Киев - Довжанский, Киев - Чернигов - Новые Яриловичи и Киев - Одесса.
"Эти проекты уже в работе. Осенью вокруг Киева начнется строительство первых станций контроля. Проект финансирует Всемирный банк", - говорит Загреба.
Предполагается, что на первые площадки ВБ выделит 4 млн евро. По мнению представителей Мининфраструктуры, соответствующие средства очень быстро можно будет окупить за счет штрафов и экономии на ремонте дорожного полотна.
При этом в Министерстве инфраструктуры признают, что большинство проектов, которые планируется реализовать в ближайшее время, являются высокотехнологичными.
"Чтобы проводить более амбициозные проекты, необходимо добиться базового" состояния здоровья "дорог: развить организационную способность, создать или усилить структурные подразделения, провести цифровую инвентаризацию хозяйства, разработать новые схемы организации дорожного движения", - говорит собеседник.
"Мы должны держать в поле зрения мировой контекст развития дорожного сектора. Готовность к движению беспилотных авто, скоростные зарядные станции для электрокаров, оптовоколоконни и беспроводные каналы связи, подключение к европейской системе eCall - все это стоит на повестке дня", - говорит представитель министерства.
Среди вопросов без ответов - стоимость километра разумной дороги, кто, где и за чей счет ее строить, как инвесторы будут возвращать вложенные деньги, чьи технологии будут использоваться. Без ответа также остался вопрос, когда можно будет ознакомиться с экспериментальной участком разумной дороги.
https://www.epravda.com.ua/rus/publications/2018/08/28/639811/
Community Info