То судьбоносное знакомство с будущим мужем Ильей произошло дальнего 1948 года. Она, образцовая учительница, познакомилась с офицером УПА Оберишин из Прикарпатья. А познакомил пару шурином госпожа Эмилии, который помогал повстанцам.
- Боже любимый, я тот момент до сих пор помню! - при этом воспоминании улыбается женщина. - Илья был в белом кожухе, статный такой молодой человек. А голос имел какой! А еще он меня тогда поцеловал. Это так странно было. Смело.
Лицо повстанца тогда толком не разглядела - разговор происходил в потемках. Обменялись лишь несколькими фразами. И эти слова стали незабываемыми.
Еще мгновение - и женщина начинает цитировать стих, который Илья написал 70 лет назад под впечатлением от первой встречи с ней: «В первую ночку ноября я тебя узнал, в темноте разговора искренне полюбил. И хотел бы я, чтобы стала другом ты моей жизни. Вместе с нами дней прожитых дружно зацветет весна ... »
Хотя сначала человек достаточно осторожно относился к новой знакомой. И совсем скоро она заслужила доверие и уже лично доставляла бумагу в тайный схрон для открыток, которые печатали повстанцы.
Прошло немного времени, и Илья позвал Эмилию к браку. Их тайно обвенчал в лесу брат жениха - отец Василий. Хотя перед тем, как совершить таинство, он отказывал девушку от такого шага. Зная, что все повстанцы - смертники. Не хотел, чтобы юности ломала свою жизнь. И чувство Эмилии были сильнее любых убеждений. Утром она пошла на уроки в школу, он - неизвестно куда.
Отцом сына «записала» шурином
Лишь изредка Илья наведывался к жене. Опасные, страшные то были времена. Через доверенных лиц время от времени передавал любимой коротенькие записки. Но потом таки должен к ней прийти - искал убежища.
Это было в 1951 году. Все собратья Илька Оберишин погибли, а ему чудом удалось уцелеть. Он ходил на тайные пункты встреч, и никто, кроме него, там больше не появлялся. Не было ни что есть ни что пить. Перебивался ... утренней росой, которую пил с листочков. Наконец, убитых голодом и обессиленный, потихоньку постучал в дом Эмилии.
Родители позволили мужчине остаться, устроили ему убежище. И тайник наткнулась соседский ребенок. Чтобы не подвергать себя и повстанца опасности, Турчин решили строить новый дом. Для этого даже взяли кредит! И в новостройке на чердаке родители сделали место для зятя.
Вдруг в район дошли слухи: Эмилия, учительница, мужа нет, а беременная! Женщину сразу вызвали в КГБ. Долго спрашивали, с кем согрешила. Но сначала отнекивалась, мол, то ее личное дело. Но, поняв, что ей покоя не дадут, уговорила грех взять на себя сестры мужа. Он был партийным, председателем колхоза с орденом Ленина!
Поэтому когда шурином удостоверил в КГБ, то его ребенок, в конце от женщины отстали.
Илья не видел детства своего сына Аркадия. А ребенок и не знала, что на самом деле не того мужчину отцом называет. Тайну в семье свято берегли. Оберишин только младенцем держал первенца на руках, а потом увидел его только, когда мальчику исполнилось 12 лет. Перед тем ему мама все рассказала: кто такие повстанцы, как папы разоблачат, он живым не сдастся, маме «светят» лагеря, а Аркадию - скитания по детдомам. После этого разговора с чердака сошел Илья:
Ты меня не предашь? - спросил сына.
- Нет, - ответил он, и впервые оба обнялись.
Женил сына сквозь щель в крыше
С тех пор они стали видеться каждый вечер. Илья много сыну рассказывал, а то внимательно слушал. А днем Оберишин читал газеты и изучал иностранные языки. За годы совершенно виштудиював латынь и польский, немецкий и английский.
Было, что из-за сына чуть не попал в беду. Как-то в гости пришел соседский мальчик - хотел поиграть в мяч. А Эмилия забросила игрушку на чердак, чтобы сын не сбивал ботинки (так как трудно вкалывала, сама, зарабатывая на троих, ища различные подработки, так и жалела обувку - чтобы дольше послужила). Парень подбежал к чердака и тихонько прошептал: «Папа, бросьте мяч». И услышал товарищ. Он стал допытываться, кто там в Турчин сидит. Ответ Эмилии парня не удовлетворил, поэтому обо всем рассказал родителям.
А ты ... сделали вид, что ничего не поняли и не выдали соседей.
Шли год за годом. Аркадий решил жениться. В доме молодожены на брак благословляли Эмилия и Василий - человек сестры. Позже шурином поднимал первую рюмку «за сына». А за всем этим сквозь щель в крыше, сжимая от волнения кулаки, смотрел Илья. Как бы он хотел в этот момент сидеть с сыном рядом ...
Наступила «хрущевская оттепель». Газеты много писали о том, что советская власть амнистирует всех членов ОУН-УПА, которые придут «с повинной». Но Илья даже не думал сдаваться коммунистам. Он упорно ждал, что появится свободная украинское государство, и тогда он выйдет из укрытия.
И этот день настал. После референдума, услышав по радио Гимн Украины, он вышел из подполья.
После той жизни Илька Оберишин наполнилось иным содержанием. Он активно влился в политическую жизнь. Перебрался в Тернополь. А дома осталась ждать его преданная жена Эмилия, которая с 1951 по 1991-й прятала свою любовь.
Как-то женщина таки отважилась поехать в область искать Илька. «Помните, господин, вы у меня снимали квартиру?» - робко спросила, когда увидела. Потому что в душе еще царил страх. Он отозвался. И в село назад не поехал. Получив квартиру в Тернополе, жил там, пока трудно не заболел. Только тогда вернулся в дом, где сорок лет имел надежный схрон. Любимая досмотрела его до смерти ...
https://wz.lviv.ua/far-and-near/369941-khovala-povstantsia-chotyry-desiatylittia
Community Info