
История названия села так до сих пор и не ясна. Старожилы рассказывают то, что слышали от своих родителей и прадедов.
Владелец хутора дворянин Самойленко поехал в Воронеж на ярмарку купить себе коня. Всякого добра на той ярмарке было, но скакуна себе помещик облюбовал только на аукционе, да и тот проиграл. Забрал себе коня помещик из Александровки и поехал на нем восвояси. Огорчился Самойленко, но виду не подал. «А удивлю-ка я народ честной», — решил он. И то ли из озорства, то ли от отчаянья, взял и купил... верблюда. Привел его в село, а люди и спрашивают: «Что за диво такое заморское пан в Воронеже купил? Да и зачем?» «А чтоб удивить вас», — отвечает помещик. «Так тут же тебе не Африка», — недоумевали хуторяне. «Раз есть верблюд — значит, теперь у нас будет и Африка, а я буду паном Африканом».+
С тех пор хутор Самойловку и стали звать Африкой, а хуторян — африканами. Получил такое прозвище и пан. Под этим названием село упоминается и в списках поселений Харьковской губернии в 1864 году. На то время хутор имел 9 дворов. 12 мужчин и 10 женщин.
Оказывается, Африка стала родиной зарождения на Луганщине стахановского движения в земледелии. Первым, кто поддержал Пашу Ангелину, а потом и вызвал ее на соревнование, был Иван Острогляд со своей комсомольско-молодежной бригадой. Они были одними из тех, кому за большие трудовые достижения впервые в 1936 были вручены ордена Ленина. Именем Острогляда, кстати, названа и железнодорожная станция подле Африки....
Один из орденоносцев «второго поколения» жив и доныне.....Вот только похвастаться своими наградами Василий Николаевич и рад бы, да не может. Почти десять лет назад обокрали земледельца. Как-то осенью постучали в дверь, а когда хозяин хотел пустить гостя в дом, тот брызнул ему в лицо из газового баллончика, а затем ни внука, ни бабку не пожалел. Пока все лежали в беспамятстве, забрал награды — и был таков. Милиция до сих пор ищет преступника.
Благодатные все-таки земли Африки, совсем не созвучны с ее названием...И как можно зачислять его в число неперспективных, если тут живые улицы и дворы, идет частное строительство. И хоть нет в нем молодежи, тем не менее, древностью здесь не пахнет. Даже самая старая жительница села 82-летняя Мария Ивановна Колесник никак не выглядит на свои годы. Передвигается, правда, с палкой (ноги больные), но смеется не по возрасту звонко и глаза у нее вовсе не выцвели от старости, и память, реакция такие, что любой помоложе годами позавидует.
Африку, как ни странно, погубила безвиз дорога. Построили бы ее, скажем, лет 25-30 назад — и село осталось бы таким же населенным, как и раньше. Причем, перспектива у Африки просматривалась хорошая. Стали строить новую улицу на 50 домов. С газом, водопроводом — как в городе полагается, планируя поселить тут молодежь. Длинная, широкая улица должна была соединить Африку с главной усадьбой колхоза «Победа» — селом Нещеретовым, что всего в трех километрах. Для сельского жителя Африка — самое благодатное место: и пастбища для скота имеются хорошие, и речка, и земли плодородные, и даже железная дорога под боком. А вот не покрыты были эти три километра асфальтом — молодежь не стала месить грязь, уехала в город. Начавшаяся перестройка «съела» деньги на строительство домов и водопровода. Так село в неперспективные и попало.
Такой вот народ в Африке живет. И шутить умеет, и от работы не отлынивает, и жизнь любит. А что до неперспективности... Уж если дело только в одной дороге, то асфальт до села уже проложили.
https://day.kyiv.ua/ru/article/panorama-dnya/svoya-afrika-est-v-ukraine
Community Info