korkx (korkx) wrote in peremogi,
korkx
korkx
peremogi

Донбасс возрождающийся

... Похоже, Донбасс, навсегда попрощавшись с Украиной, упрямо движется вперед, невзирая на все обрушившиеся на него невзгоды.

Зимой 2014 года в насквозь промерзшем и, казалось, полностью вымершем Донецке, по всему пространству которого перекатывалась несмолкающая артиллерийская канонада, шёл концерт симфонической музыки. Сидя в зале Донецкой филармонии, в который ежеминутно врывались отзвуки гремевших в городе разрывов, я не хотел верить своим глазам: свободных мест почти не было. Люди разных возрастов, облачившиеся по этому случаю в костюмы и вечерние платья, добиравшиеся до филармонии в выходных нарядах по простреливаемым, звенящим от лютого холода улицам, смотрелись странно и несообразно: во время войны не стоит искушать Господа и лишний раз покидать спасительное пространство родного дома. Дончане в тот период гибли десятками на улицах, попадая под очередной обстрел.

Потом были другие культурные мероприятия: поэтические и музыкальные вечера, спектакли, снова концерты, на которых я продолжал все так же дико озираться по сторонам, не очень понимая, как совместить в одной картине нарядных и даже слегка чопорных дончан и вид разбитого и разбиваемого города, на ближайших окраинах которого шли нескончаемые бои, пустые магазины, очереди за гуманитарной помощью, пустые трамваи и троллейбусы, которые, словно в насмешку, продолжали аккуратно, по графику, следовать своими маршрутами, следы разрушений, редкие в центре и множившиеся по мере приближения к линии фронта.

Кто-то сказал мне в те дни, что люди так пытаются вынырнуть на свет из мрака военных действий, хотя бы на мгновение забыть о смерти и боли, вновь, как и в довоенные времена, прикоснувшись к искусству. Мне это объяснение казалось недостаточным. Таким оно и было
. В этом году мой друг Володя Скобцов, донецкий поэт и бард, организовавший уже в который раз музыкальный фестиваль «Большой Донбасс», наконец разрешил все мои сомнения. Он сказал мне, что первым результатом открытого разрыва с Украиной, когда Донецк отказался принять государственный переворот в Киеве, стала не только война, но и, может быть, в первую очередь настоящий культурный ренессанс. В довоенный период Киев старался обложить красными флажками не только русский язык, но и вытравить все ростки русской культуры, которые пытались пробиться наверх в регионе. В загоне было всё: театры, которым навязывали украинский репертуар, литературные кружки и объединения, фестивали, если только это не были какие-нибудь «вышиваночные хороводы». Власти даже при Януковиче старались гасить инициативы в культурном пространстве, чтобы просто не создавать лишнего напряжения. Культурная жизнь была плотно затянута тиной.

В 2014 году началось возрождение. Тот факт, что среди вставших на защиту Донбасса, поддержавших его нежелание мириться с нацизмом, в том числе и с оружием в руках, оказалось немало писателей, музыкантов, деятелей культуры, означал, что они опознали пришедшие времена и выбор, сделанный краем, как свои. Сейчас, когда республика пытается запустить промышленные предприятия, найти подходы, которые позволили бы, если не обратить вспять, то хотя бы остановить деградацию индустрии, в одной только области наблюдается неслыханный расцвет. И это область — культура.

Когда появилась возможность восстановить насильственно прерванные связи со своей первоосновой — русским миром, донбасская гуманитарная интеллигенция немедленно эту возможность использовала. Речь идёт даже не о том внимании, которое уделяют представители российской культуры воюющему краю (а это внимание огромно), в первую очередь можно говорить об актуализации сакральных смыслов, об иерархии ценностей, о том, что является содержанием русского культурного наследия. Недаром одним из самых выразительных лиц донбасского сопротивления стал взявший в руки оружие писатель Захар Прилепин, книга которого «Взвод», кстати, посвящена русским литераторам, считавшим своим священным долгом идти на фронт, чтобы защищать Отечество.

Конечно, проблем у Донбасса хватает, и связаны они не только с бедностью, но и с отсутствием внятно сформулированной перспективы: мало кто понимает, куда идут республики, каким будет их завтра. Но в утешение можно, наверное, сказать, что стихийный, никем не направлявшийся культурный взрыв указывает общее направление Донбасса.


урл


Tags: хто не скаче той москаль
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo peremogi март 15, 2018 11:45 46
Buy for 400 tokens
В комментариях к посту " Почему вы не хотите любить украинцев?" проскочила интересная мысль: "Украинофобия" - здоровая реакция на ресентимент. В результате сделан ещё один шаг в теории перемог. В дополнение к темам " Украинство как антисистема" и "…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment