— А вот все вместе они и есть русские.
После того как в середине февраля 1709 после арктически аномальной зимы наступила жестокая распутица, Карл XII с армией вернулся со Слободчины на Гетманщину.
На вкладке показаны отклонения температуры зимой 1708/1709 года

Этой же зимой немецкий физик Габриель Фаренгейт, погружая термометр в тающую смесь снега с нашатырём и поваренной солью, принял чрезвычайно низкую температуру в Гданьске (−17.8 °C) за нуль для своей шкалы
Князь Куракин так оценил исход кампании в Слободской Украине: «неприятель с великим потерянием и стыдом отшёл, и потом стала вода великая…». Постоянные марши способствовали большим потерям в шведской армии и снижению её боевого духа.
Примечательный момент во время кампании в Слободской Украине:
Майор русской службы, немец фон Бок предложил расстрелять мельницу в Красном Куте вместе с Карлом XII прямой наводкой из только что затрофееных шведских пушек. Однако генерал Ренне, по происхождению эстляндец, отказался расстреливать шведского короля, сказав: «того не позволяет честь русская», за что позднее удостоился личной похвалы Петра I.
Может, Петр что-то знал? Ведь Карл XII довел свою армию к решающему сражению июня 1709 года натурально на последнем издыхании. Известно даже, что у шведов фактически осталась 1 (одна) бочка пороха на 26 тыс. рыл. Последующее сокрушительное поражение было фактически предопределено и Швеция полностью лишилась своей сухопутной армии.
А генерал Ренне потом командовал дивизией на Украине и в июне 1716 года был направлен в Польшу для усмирения конфедератов и князь Г. Ф. Долгоруков писал царю, что «Рен, вошед в Польшу всю тягость содержать русское войско на бедную шляхту возложил.»
Тц-тц.
Community Info