
Иногда белорусские литераторы, обливаясь слезами, признают очевидное – белорусам чужда «мова».
Приведём слова Василя Быкова о белорусском языке:
«Будучи рожденным на сельских, лесных просторах, многие столетия выражавший душу и дух белорусского крестьянства, этот язык плохо адаптируется к новым, далеко не крестьянским условиям. Великолепно приспособленный к сельской природе, крестьянскому быту, он оказался чужим среди каменных громадин города, в бензиновом чаду урбанизированного общества» (Цит. по: Шимов В. Исторические судьбы и перспективы панрусизма // Вопросы национализма. URL: http://www.academia.edu/10370320/Вопросы_национализма._Номер_12._2012_год).
Редкое по откровенности признание «классиком белорусской литературы» того непреложного факта, что белмова не смогла вписаться в модерн. В модерн, Карл!
И ещё немного беларускамоўнай боли:
«Белорусский литературовед Адам Мальдзис вспоминает, как 1966 году у него в доме Уладзимир Караткевич, классик послевоенной белорусской литературы и предтеча Второго возрождения, спорил с драматургом Анатолием Галиевым о будущем белорусского языка.
“Галиев стал доказывать, что “национальные” критерии уже отжили свое и должны уступить место “технократическим” взглядам. Потому Володе, мол, нет резона держаться белорусской мовы, бедной, неделикатной. Стал бы писать по-русски, так были бы и слава, и гонорары. Караткевич злился; опровергая оппонента, читал стихи Багдановича. Пробовал – Гаруна. “Кому все это надо? – перебивал его Галиев. – Может, вот им?” – показывал на моего сына и его свояка из деревни. Неожиданно на сторону более далекого гостя [Галиева] встала и моя покойная мать… И тут Володя первый раз на моих глазах заплакал: “Все вы даже не знаете, какую страшную вещь говорите”» (Мечковская Н. Почему в постсоветской Беларуси все меньше говорят на белорусском языке? // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2011/6/m16.html).
А вот как современные поклонники «мовы» пытаются ей популяризировать:
Нет, это не самодеятельность учащихся сельского ПТУ, это ролик модного среди «свядомых» товарищей проекта «Мова нанова» с участием модного белорусскоязычного репера Винсента. Цель ролика – показать, что белмова – это модно.
Вообще, если говорить серьёзно, то сделать белорусский язык разговорным в Белоруссии уже не получится, какие бы усилия для этого ни прикладывались. Если уж большевики не смогли навязать «мову» на этапе перехода из предмодерна в модерн, то сейчас, когда общество переходит в гиперинформационную эпоху, это невозможно в принципе (кому нужен язык, рассчитанный на 10-миллионное гетто?). Лет через 50 какая-нибудь Эстония будет преимущественно англоязычным регионом, Белоруссия же либо последует её примеру, либо останется русскоязычной. В любом случае «беларускамоўная Беларусь» обречена существовать исключительно в воображении наиболее буйных местечковых дурачков.
Community Info