Enclave Soldier (enclavesoldier) wrote in peremogi,
Enclave Soldier
enclavesoldier
peremogi

Categories:

Прочность системы: Реформа Одесской таможни оказалась под угрозой срыва



Одним из основных обещаний главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили сразу после своего назначения стала организация работы таможни по мировым стандартам. Экс-президент Грузии предложил собственный проект реформирования таможни и пролоббировал на должность руководителя ведомства своего зама Юлию Марушевскую. С момента назначения грузинского реформатора прошло полгода, известная активистка Майдана на должности руководителя таможни около двух месяцев. Что же изменилось за это время?

Кто виноват и что делать?

Еще летом Кабмин откликнулся на инициативу Саакашвили и пообещал: 50% прибыли от перевыполнения плана таможни пойдут на ремонт трассы международного значения Одесса – Рени. В пилотном проекте реформы таможни принимают участие еще часть регионов Украины. Это Львовская, Волынская, Черновицкая области. Но деньги на ремонт дороги так и не поступили, а в Украине разгорелся очередной скандал. Так, Саакашвили обвинил премьер-министра Арсения Яценюка и фактически главу ГФС Романа Насирова в том, что грузы по указке свыше уходят из Одесской таможни в другие регионы страны, а таможня даже план выполнить не может.

"Как только они объявили это решение, загадочным образом в следующие несколько дней забрали энергетическую таможню из Одессы, что означает, что 30% перевели в Киев. Потом в ручном режиме начали звонить Одесской таможне и говорить "не растаможивать грузы", "сделайте самый высокий тариф", "грузы уходят в Киев, грузы уходят в Закарпатье, грузы уходят в Днепропетровск, там мы и растаможим". То есть совершенно открыто чиновники из Киева - не какие-то местные коррупционеры! - сказали: "Да, мы будем саботировать свое же решение, решение центрального правительства", - заявил Саакашвили.

Его заместитель Владимир Жмак объяснил схему, как грузы уходят растаможиваться из Одессы: по словам чиновника, сотрудники центрального департамента тарифов таможни перекрыли Одесской таможне полный доступ к базе тарифов, в результате чего потоки грузов и денег оказались перенаправленными в другие регионы, в первую очередь Киев.

"Чтобы получить сверхприбыль с таможенных поступлений, нужно менять таможенные процедуры. Основная проблема Одесской таможни в том, что для нее был закрыт доступ в базы таможенных тарифов, что не позволяло компаниям растаможиваться в Одессе на приемлемых условиях. Поэтому импортеры искали другие возможности, уходили в другие регионы", - подчеркнул Владимир Жмак, назвав такие действия саботажем.

Это же подтверждает заместитель генерального директора Всеукраинской ассоциации экспедиторов Украины Виктор Берестенко. Так, в частности, он сообщил, что грузы по-прежнему продолжают уходить из Одесской таможни, а стоимость оформления в Одессе выше, чем в целом по Украине.

"У меня тут разные цифры - начиная от 10% и заканчивая разницей в 2-3 раза. При бывшем заместителе госпоже Арефьевой [как сообщил Саакашвили, она была задержана при получении взятки в 50 тыс. долл., но скрылась от следствия, а советник министра МВД Антон Геращенко информацию не подтвердил, - ред.] происходило оформление грузов с подменой номенклатуры, весовых характеристик, то есть вместо обуви декларировались стельки или шнурки. Сейчас на Одесской таможне ни с кем договориться нельзя, да и нет еще ни одного заместителя, руководителя структурных подразделений, все эти грузопотоки с подменой номенклатуры идут, по моей информации, в киевский регион. Я не вижу адекватной реакции", - говорит Берестенко.

Новый начальник, старые правила

Юлия Марушевская сменила одиннадцатого по счету руководителя Одесской таможни, начиная со времени победы Революции достоинства. Некоторым ее предшественникам предъявлено подозрение в коррупции, ряд начальников ушли по собственному желанию, не раз Украину сотрясали новости о крупных задержаниях на Одесской таможне. О назначении молодого специалиста, у которого нет опыта работы и профильного образования, из непроверенных источников стало известно давно. Представил Юлию Марушевскую сам президент Украины во время рабочего визита в Одессу, пообещав значительные изменения и реформы в ведомстве. Изначально Марушевская столкнулась с валом критики: основная претензия - отсутствие специальных знаний и молодость руководителя. Сам же Саакашвили заявил, что это является как раз главным плюсом в работе, поскольку Марушевская просто не знает всех коррупционных схем.

"Я никогда раньше не работала с такими людьми. Здесь они очень вписаны в систему. Они боятся перемен. Есть скепсис и внутренняя инертность людей. Но мы преодолеваем, набираем новых людей. Есть проблемы бюрократического характера, несовершенное законодательство. Я прописала уже два законопроекта, работаю на центральном уровне с народными депутатами. Я надеюсь, что нам удастся воплотить их в жизнь, чтобы изменения были не только на то время, когда мы здесь работаем", - отметила Марушевская.

Но, как сообщает Виктор Берестенко, ключевых изменений с приходом на Одесскую таможню команды реформаторов пока нет. Одним из тормозящих факторов выступает то, что хотя Юлия Марушевская и возглавляет таможню, но ряд ведущих должностей закреплен за людьми руководителя фискальной службы Романа Насирова. Таким образом, пока кадровой ротации в таможне не произошло.

"Новая зона таможенного оформления предусматривает упрощение процедуры оформления грузов, минимизация человеческого фактора, компьютеризация, автоматизация. Но как это воплотить в рамках отдельной Одесской таможни, я себе не представляю. При том, что реализация этого проекта предусматривает необходимость согласования многих моментов с разными министерствами и ведомствами. По моей информации, они делают все, чтобы эти согласования максимально оттянуть или заложить какую-то норму, которая будет препятствовать реализации данного проекта", - поделился своими мыслями общественник.

Новости по теме: ГПУ пыталась забрать у Сакварелидзе дело пойманной на взятке чиновницы Одесской таможни, - Саакашвили
Также, по словам Берестенко, на большинство работников таможни есть компромат у сотрудников правоохранительных органов, который используется для лоббирования определенных бизнес-интересов.

Недавно стало известно, что некоторые представители Одесской таможни в срочном порядке переводятся в другие места. Так, к примеру, из Ильичевского порта вместе с сотрудниками перевелся руководитель одного из таможенных постов Александр Гаврилюк, который перешел в Киевскую областную таможню. Следует отметить, что должность свою Гаврилюк получил еще при президентстве Януковича в 2010 г. Как он обошел закон о люстрации, почему до сих пор не уволен, остается под вопросом.

Первые подвижки

Сразу же после своего назначения Марушевская, встретившись с перевозчиками, подписала два Меморандума о сотрудничестве, которые, по ее словам, коренным образом могут изменить ситуацию на Одесской таможне. Речь идет об упрощении работы с 30 странами, среди которых Европейские государства, США и Канада, а также о невмешательстве в работу таможни со стороны правоохранителей как для импортеров, так и для экспортеров.

"Есть список из 30 стран, товары которых мы растаможиваем по тем минимальным документам, которые есть у импортера. Ранее импортера поднимали до рекомендуемой средней цены, независимо от того, сколько стоит его продукция. Я уже вижу увеличение товаропотока именно из этих стран. Следующим шагом стало то, что мы фактически подписали Меморандум с силовыми структурами о ненападении. Это очень важный момент. Ранее за месяц было в среднем около 2 тыс. необоснованных проверок со стороны силовиков. Из них только 20-26 были результативными, все остальные приводили к остановке груза, задержке для бизнеса, а порой и вымогательстве взяток. Этот процесс сейчас приостановлен. Теперь только с решением суда и полным обоснованием можно будет останавливать груз", - хвастается Марушевская, отмечая, что идет работа над подписанием отдельного документа о сотрудничестве с Турцией и Китаем.

Еще одним ноу-хау Одесской таможни стало значительное сокращение времени оформления грузов. Как поясняет Марушевская, сейчас процедура оформления начинается в том месте, куда он прибыл, длится всего несколько часов, а не дней, как это бывало ранее. Также внедряется ряд системных изменений внутри Одесской таможни: так, запущена технология "Прозоро", с помощью которой посредством интернета каждая компания может отследить движение денег, выделяемых государством на таможню, предложить свои услуги или товар.

Виктор Берестенко подчеркивает, что сейчас одесские таможенники работают по Таможенному кодексу, не дожидаясь указаний от начальника. Более того, строго контролируется время оформления грузов.

Кроме этого, сообщает Администрация морских портов Украины, на Черном море в ближайшее время планируется построить новый порт. Схема работы нового порта будет следующей: грузы малыми партиями малотоннажным флотом спускаются в море, а на рейде нового порта переваливаются на большой морской тоннаж, что, по мнению первого заместителя министра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, сэкономит владельцу грузов и время, и деньги, ведь груз будет поступать из реки сразу на рейдовую перевалку, минуя обычный морской порт. Из бюджета на порт будет выделено 33 млн грн, а начнет работать уже с лета 2016 г. Но проект пока находится на согласовании в министерстве.

Юлия Марушевская заверяет, что изменения новой таможни станут очевидными для всех уже весной 2016 г., и в Одессе таки будет новое таможенное пространство. По ее словам, реформированная таможня будет компьютеризированной, быстрой, прозрачной в своей работе, с минимальным вмешательством силовиков и таможенников. В ближайшее время стартует конкурс на должности в новую таможню.

"Я думаю, все оценят новое таможенное пространство на Морвокзале, там, где все будут работать по-новому, с новым программным обеспечением, новыми людьми. Мы выберем 130 новых таможенников, которые будут новым лицом", - уверяет глава таможни.

Однако это все пока в планах, а сейчас объем грузов на таможне уменьшается, старые схемы не искоренены полностью, а программа постройки международной трассы за счет денег таможни оказалась на грани срыва. Пока же Марушевскую вывели из-под публичной критики, однако время идет, и вскоре в Киеве будут требовать конкретных результатов.

Елена Зигульская, специально для 112.uа

Оригинал: http://112.ua/statji/prochnost-sistemy-reforma-odesskoy-tamozhni-okazalas-pod-ugrozoy-sryva-276311.html
Tags: гопак на граблях, знаете ли вы шо, перемога опасносте!, потужная перемога
Subscribe

promo peremogi june 4, 20:34 59
Buy for 400 tokens
Владимир Владимирович сегодня крутил наждаки, как профессиональный диджей диски, а вот это умудрился ещё и отличть в граните: Цитата дня. А, может, и года. Плюс из старого (предупреждал ещё три года назад):
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments